Развитие ребенка в 3 года: что он должен уметь. Что должен уметь рисовать ребенок в 2 5 года


Памятка для родителей: что должен уметь делать, знать, рисовать ребенок в 3 года

В этом возрасте ребенок самостоятельно кушает, одевается и ухаживает за собой. Он должен уметь застегивать пуговицы, справляться с молнией, расчесываться. Появляются навыки планирования, малыш сам выбирает когда играть, лепить или читать книжку. Если в этот момент взрослые настаивают на других занятиях, может сопротивляться, проявлять упрямство.

В 3 года ребенок может играть в подвижные игры с мячом, катается на трехколесном велосипеде. При помощи взрослых делает первые шаги на лыжах или коньках, плавает.

Продолжает активно развиваться речь, уже к 3 годам малыш произносит отдельные фразы, которые состоят из нескольких слов. Он сочиняет свои слова, меняет их местами, поет, часто дает предметам вымышленные названия. Ребенок видит различия между животными, птицами, окружающими его предметами, может сравнивать их.

К этому возрасту ребенок уже должен запомнить много букв, пришло время учиться составлять слоги и слова. Пора знакомится с цифрами, геометрическими фигурами, сложными конструкциями.

Чтобы малыш охотно учился, полезны совместные занятия:

  • рассматривайте картинки и описывайте сюжет;
  • придумывайте свой вариант развития событий;
  • считайте персонажей, овощи и фрукты, предлагайте найти несколько одинаковых вещей;
  • стройте сложные башни, просите повторить.

Не забывайте, что ребенок нуждается в похвале и мотивации. Всегда благодарите за старания.

В 3 года продолжает развиваться мелкая моторика. Дети рисуют пальчиковыми красками, кисточкой, карандашом, лепят из пластилина. Как правило, это знакомые овощи, фрукты, фигуры, животные.

Трехлетний ребенок очень активный и подвижный, ему необходим четкий режим. Дневной сон составляет не менее 1,5 ч, а ночной около 10 ч.

Конечно, все дети индивидуальны. Если ваш малыш не умеет то, что могут другие – это еще не повод для расстройства. Уделяйте ему больше внимания, повремените с детским садом, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Воспользуйтесь этими советами и рекомендациями.

www.wday.ru

Что должен уметь ребенок в 4 года: психология, рисовать, делать, развитие

В 4 года дети впервые сталкиваются со стрессами, тяжело переживают любые ситуации, которые взрослым кажутся несерьезными. Не отмахивайтесь, найдите время для общения с малышом, ответьте на все его вопросы. Эмоции могут быть настолько сильными, что ребенок ощущает себя брошенным, нелюбимым и ненужным родителям. Если отпустить ситуацию на самотек, то без помощи специалиста не обойтись. Вы должны понимать детскую психологию, стараться предотвратить стрессовую ситуацию.

В этом возрасте дети подражают взрослым, но не всегда все получается верно. От старших они перенимает манеру общения, нецензурные слова, жесты, хоть и не понимают их смысла. Не кричите в такой ситуации, просто скажите, что так себя вести нельзя.

В 4 года у малыша появляются первые друзья и секреты от родителей. Ваша задача – стать другом, чтобы ребенок мог довериться и открыться.

У детей в этом возрасте развивается двигательная лень, теперь их приходится подталкивать и побуждать к активным действиям. Чтобы этого не происходило, родители должны больше внимания уделять физическим занятиям. Самое время записать малыша в спортивную секцию, чаще играть с ним в подвижные игры.

В 4 года ребенок приобретает следующие навыки:

  • распознает фрукты, овощи, говорит, где они растут, когда спеют;
  • узнает животных, насекомых, рассказывает, где они живут, какие звуки издают, что едят;
  • четко описывает предмет, использует прилагательные и предлоги;
  • знает названия профессий и что они означают;
  • отвечает на вопросы развернутыми фразами.

Воспользовавшись этими умениями, родители могут предложить малышу развивающие игры. Например, отыскать лишний предмет в группе, собрать пазлы, составить рассказ, подробно описать героя, найти отличия между несколькими картинками.

В этом возрасте дети любят рисовать, лепить, играть с воображаемыми друзьями. Мышление ребенка не перестает развиваться, он начинает считать от 1 до 10 и обратно, переставляет слова местами, делит предметы поровну, знает, где меньше или больше, по памяти собирает простые картинки из нескольких частей.

Память и внимание ребенка нужно тренировать с детства. Помогайте малышу правильно составлять вопросы к прочитанному, стоить ответы. Учите домашний адрес, фамилии и имена родственников, предлагайте заучивать небольшие стихотворения к праздникам.

Если малышу трудно что-то вспомнить, задавайте наводящие вопросы.

В 4 года дети не перестают учиться, поддерживайте их стремление, помогайте пережить первые неудачи, не критикуйте, не скупитесь на похвалу. Помните, что сейчас ребенок в вас очень нуждается.

www.wday.ru

Что должен уметь ребенок в полтора года: развитие, занятия, что делать

К полутора годам малыш проявляет все больше самостоятельности, охотно идет на контакт, совершенствует свои физические, психоэмоциональные и речевые навыки. Он начинает ощущать себя личностью: показывает близким свои чувства, требует отклика на них.

Карапуз в 1,5 года радует родителей такими достижениями:

  • Он уверенно ходит, может обходить препятствия. Наиболее шустрые даже пытаются бегать.
  • Сидит на стуле, поднимается и спускается по детской лестнице.
  • Интересуется другими детьми, хочет играть с ними, копирует их действия.
  • Пытается одеваться, некоторые малыши просятся на горшок.
  • Играет с мячом, бросает его вверх, вниз, вперед.
  • Начинает есть сам, пользуется ложкой, пьет из чашки.
  • Любит рассматривать картинки в книжках, переворачивает картонные страницы детских книжек.
  • Пытается "рисовать".
  • Понимает назначение предметов и игрушек - катит коляску, машинку.
  • Догадывается применить другие предметы, скамеечку, например, чтобы что-то достать.
  • Предъявляет права "собственника" - не уступает игрушку.
  • Чувствует музыку и ритм, "танцует", отзывается на напевность стихов.
  • Реагирует на мимику и просьбу взрослого. "Жалеет", привлекает внимание к себе, хватает за руку.

С каждым днем ребенок удивляет взрослых своим стремительным движением вперед.

В этом возрасте в активном словаре уже около 40 слов. Это короткие облегченные названия предметов, некоторых действий. Ребенок может ответить на вопрос о том, что это за предмет или кто это. Он пытается подражать речи взрослых, что очень полезно.

Что касается понимания, то малыш показывает части тела, обобщает игрушки по их виду - куклы, животные и т. д. Выполняет просьбы отнести или принести что-то. Охотно общается, использует жесты, восклицания, мимику.

Иногда родители считают, что их ребенок еще не дотягивает до нормы. В этом случае, вспомните, что индивидуальные особенности никто не отменял. Помогайте своему ребенку преодолеть трудности и стимулировать прогресс.

Что делать, чтобы помочь малышу:

  • Развивайте логику: учите малютку сортировать предметы по цвету, размеру, форме, структуре или предназначению. Например, только мячи, или только предметы зеленого цвета. Или - квадратные, мягкие, твердые. Собирайте с ним простые пазлы из 2 частей.
  • Играйте в кубики, складывайте пирамидку.
  • Развивайте внимание и сообразительность: находите пары предмету - варежку, носок. Играйте в прятки.
  • Лепите из теста или пластилина, занимайтесь аппликациями - мелкая моторика развивает речь.
  • Читайте вместе книжки, слушайте музыку, говорите с малышом. Добивайтесь эмоциональной реакции, стремитесь к диалогу.

Хвалите малыша за любые достижения, и результат не заставит себя ждать.

Любовь, терпение и взаимодействие с ребенком помогают ему развиваться и чувствовать себя защищенным.

www.wday.ru

Что должен уметь ребенок в 5 лет

wfacQJz2ME8Внимание.

–   Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

–    Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

–    Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

–    Копировать в точности узор или движение.

–    Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал   название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных  принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для  спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце  которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

–   Не путает  понятия  «вчера» и «завтра»,  «завтрак»,  «ужин»,  а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

–   Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

–   Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

–   Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

–   Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

–   Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

–   Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

–   Складывать пазлы без посторонней помощи.

–   Закончить предложение,  используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то  мама…», «Если два больше одного, то один…»  и т. д.

–   Определять последовательность событий по картинкам   – что вначале,   что потом.

Память.

–   Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2  сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

–   Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван,  карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее   4-5 слов.

–  Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

–  Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

–  Запоминать считалочки  и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

–  Запоминает фразы из 5 – 7 слов,  например: «У Игоря много игрушек и есть красивая   большая   машинка».

–  Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

 Мелкая моторика.

–   Аккуратно вырезать картинки.

–   Писать буквы и числа.

–   Дорисовывать недостающие детали к картинке.

–   Бить молотком по гвоздю.

–    Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

–    Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не  выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

–   Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

–   Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

–  Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

–   Хорошо бегает.  Умеет  пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до   300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

–   Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

–   Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

–  Хорошая координированность движений —  если попросить ребенка закрыть глаза  и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена,   он с легкостью и безошибочностью сделает это.

–  Хорошо играть с мячом,  достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

–  Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой   доске, может  кувыркаться, раскачиваться на качелях.

–  Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

–  Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

–   Пишет цифры от 0 до 10,

–   Соотносит цифру с количеством предметов.

–  Умеет из неравенства делать равенство.

–   Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

–   Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому   маленькому и наоборот.

–   Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

–   Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

–   Ориентируется на листе бумаги.

–    Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им   описание.

Развитие речи.

–   Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из   которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

–   Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

–  Определять количество слогов в словах,

–  Пересказывать  небольшие рассказы..

–   Активный словарь  2-3 тысячи слов.

–   Пассивный словарь – 14 тысяч слов

–   Составлять предложения из предложенных слов, например:  рисунок, девочка,  рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.

–   Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка   и т.д.

–  Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

–  Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

–  Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

–  Составлять предложения из 3-4 слов.

–  Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,  вопросительное.

Окружающий мир.

–   Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

—    Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать   название нашей планеты.

–   Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти    профессии, какую приносят пользу людям.

–   Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

–   Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

–  Отличать хищных животных от травоядных.

–  Отличать перелетных птиц от зимующих.

–  Отличать садовые цветы от полевых.

–   Отличать деревья от кустарников.

–   Называть  явления природы.

–   Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

–  Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

–  Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

–  Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

–  Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

–   Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

–   Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

–   Чистить зеркала, если они низко расположены.

–   Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую —  цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

–   Вежливо отвечать на телефонные звонки.

–  Помогать по уходу за двором.

–  Оплачивать мелкие покупки.

–  Помогать папе  мыть машину.

–  Помогать выносить мусор.

–   Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных  для развлечений.

–  Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

–  Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности:

–   Потребность в общении со сверстниками.

–    Творческая активность.

–    В движении

–    В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

–    Взаимоотношения  с людьми

–    Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень  нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста:

—   Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

—   Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

—   Общение со сверстниками  внеситуативно — деловое.

—   Половая идентификация.

—   Появление творческой активности во всех видах деятельности.

—   Развитие фантазии.

—    Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое.  Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

—    Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

—   Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация,  ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается  на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

—   предвосхищение результата деятельности;

—   активная планирующая функция речи;

—   внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых:

—   Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах    деятельности.

—   Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала   ребенка.

—   Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

—   Побуждать детей к проявлению инициативы  и самостоятельности мышления   во всех  видах деятельности.

—   Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов  сотрудничества.

—   Обучать детей планировать  предстоящую деятельность. Использовать  воображение,  как предпосылку у детей внутреннего плана действий и  осуществлять внешний контроль   посредством речи.

 Если ребенок без труда  справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог  http://www.b17.ru/article/18536/

Комментарий: для решения указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка прекрасно подходят ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОПОЛУШАРНОМУ РИСОВАНИЮ.

Тел для справок 79-28-12.

afinacentr.ru

Что должен уметь делать ребенок в 4,5 года: занятия ФГОС, психология, рисование

После 4 лет ребенок в своем поведении становится похож на взрослого человека. У него появляются новые чувства и эмоции, он способен понимать, к чему приведет тот или иной поступок. Ребенок в этом возрасте может четко разделить хорошее и плохое, но сначала это должны ему объяснить родители.

К 5-ти годам дети ощущают половое различие. Девочки хотят заниматься женскими делами – убираться и готовить, а мальчики играют с инструментами. В это же время происходит формирование нравственных качеств.

У детей стремительно развивается фантазия, они легко придумывают новые игры. Задача родителей принимать в них участие. Кроме этого, полезно записать ребенка в театральный кружок. Участие в постановках принесет удовольствие малышу, будет полезным для развития речи и позволит ребенку раскрепоститься.

По достижению 4-х лет сын или дочь могут умываться, чистить зубы, одеваться, пользоваться основными столовыми приборами, делая это самостоятельно. Главное – это показывать детям ежедневно хороший пример. Также они с радостью помогают родителям.

Ребенка можно научить иностранному языку, так как он в силах отличить язык от родного. При этом важно, чтобы любое занятие происходило в игровой форме. Обучение дошкольника нужно проводить ненавязчиво, развивая его память и внимание.

В этом возрасте ребенок адекватно общается с ровесниками, взрослые могут вести с ним диалог, так как он понимает смысл сказанного и умеет отвечать на вопросы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ребенок должен уметь:

  • решать простые примеры, читать короткие слова и заучить небольшое четверостишие;
  • группировать предметы по разным свойствам;
  • собирать пазлы из 10 частей;
  • понимать смысл и сюжеты мультфильмов и фильмов;
  • с помощью ножниц вырезать фигуру, а рисуя, закрасить картинку, не выходя за контуры;
  • вспоминать и рассказывать яркое событие жизни;
  • назвать собственное имя и фамилию, место жительства.

Это не весь список возможностей ребенка, в зависимости от индивидуальных особенностей он может быть больше.

Все развивающие игры с ребенком должны вызывать у него интерес, это свидетельствует о готовности к дальнейшему развитию.

www.wday.ru

Что должен уметь ребенок в 7 лет: делать по дому, знать, рисовать

7 лет – переходный период в жизни ребенка. Это сложное время и для родителей. Малыш начинает капризничать, не желает подчиняться строгому графику и новым порядкам. На этом фоне возникают разногласия и конфликты со старшими. Эмоции у ребенка настолько сильные, что самостоятельно с ними справиться сложно. Поддерживайте первоклассника, помогайте ему перестроиться на новый ритм. Сейчас для него важно внимание и забота.

В 7 лет ребенку еще сложно усидеть на уроке, он жалуется на усталость, головную боль. Это нормальное состояние, головной мозг становится больше, увеличивается нагрузка, а мышцы рук еще не совсем окрепли. Чтобы сгладить все симптомы, давайте ребенку возможность отдохнуть, запишите в спортивные секции или чаще гуляйте на свежем воздухе. Не забывайте о витаминном комплексе.

Физически ребенок не перестает развиваться, он любит лазить по канату, шведской стенке, лесенке, играет с мячом, бегает и прыгает на одной ноге. Эти занятия идут только на пользу малышу, но важно определить для них время. Приучайте ребенка к режиму, отведите время для домашнего задания и отдыха.

Первоклассник уже достаточно подрос и может делать мелкую работу по дому:

  • помогает готовить несложные блюда;
  • самостоятельно ходит в магазин;
  • ухаживает за животными;
  • поливает цветы.

Объясняйте, что навыки самообслуживания пригодятся ему в дальнейшем. Помогайте и направляйте, хвалите за стремление помочь.

Все навыки и умения в 1 классе усовершенствуются. К концу года малыш усвоит:

  • названия планет, стран, городов, выучит свой адрес;
  • полные имена родных и близких, даты их рождения;
  • времена года, дни недели и месяцы;
  • математические знаки «+» и «-», научится их использовать;
  • алфавит, цифры и фигуры;
  • правила поведения на дороге, в школе, дома.

Если ребенок был хорошо подготовлен, то проблем возникнуть не должно. В противном случае, позанимайтесь с ним дополнительно.

Мелкая моторика не перестает развиваться. Дети не только рисуют, но и аккуратно закрашивают предметы, наносят ровные штрихи, лепят узнаваемые фигуры, складывают сложные пазлы, копируют рисунок.

Будьте внимательны к первокласснику, не слишком требовательны, не заставляйте учиться, иначе пропадет стремление и желание. Помогайте на первых парах, но приучайте к самостоятельности.

www.wday.ru