Как помочь ребенку заговорить. Как помочь ребенку заговорить в 2 года консультация для родителей


Как помочь ребенку заговорить (консультация для родителей) - Мои статьи - Каталог статей

Как помочь ребенку заговорить (консультация для родителей)

Материалы для консультации подобрала и подготовила воспитатель МКДОУ №6 г. Миньяра Абдулина Г.А.

Этот вопрос волнует многих  молодых мам, если ребенку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.

Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой – ни будь дополнительный  язык, а может быть и два.

Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребенка и с взрослыми, и с детьми; и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно обращаться и дома родителям. Как правило , такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Дети всегда говорят на том языке , на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления. Его действия, его отношения, благодаря чему они становятся собственными словами маленького человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботится о правильном произношении слов малышом, но и , прежде всего, стремиться к тому , чтобы ребенок активно воспринимал мир , самостоятельно действовал в нем и выражал свои , именно свои, впечатления посредством речи.

Ниже приведены несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет. Все они основаны на включение со взрослым и восприятие разнообразных впечатлений.

Совместное рассматривание предметов.

Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом- живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: « Смотри, какая киса, какие у неё лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: « Киса. Киса, иди сюда». Или « Смотри , какая машинка! У неё колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу…..Поехала машинка, давай скажем вмести – поехала машинка» и пр.

Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку (« Ладушки», « Сорока-ворону», детские стихи А, Барто, « Курочку-Рябу» и т.д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою… лошадку». Или : « Жили – были дед…и баба». Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок « подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое договаривали недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.

Рассматривание картинок.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. « Это кто?- спрашивает взрослый. А это кто? Что он делает?», « А где птичка?», « Покажи дерево»…. Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.

Поручения

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка - как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в тоже время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее  простая просьба- принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети. Более сложное поручение – найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех и более предметов. Ещё труднее ребенку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: « Принеси сначала мишку, а потом  мячик». Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом.

 

mdousad6.ucoz.ru

Как помочь ребёнку заговорить? 

Как помочь ребёнку заговорить?

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.

Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-нибудь дополнительный язык, а может быть и два.

Забота о своевременном формировании речи у ребёнка -это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми; и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Дети всегда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отношения, благодаря чему они становятся собственными словами маленького человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и, прежде всего, стремиться к тому, чтобы ребенок активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.

Страна телепузиков

Нижеприведенынесколькоприемов,направленныхнаразвитиеречи,которыеможноиспользоватьпризанятияхсдетьмиввозрастеот1годадо3лет.Всеониоснованынавключенииречиребенкавегодействия,общениесовзрослымивосприятиеразнообразныхвпечатлений.

Совместное рассматривание предметов.

Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом —живым или игрушечным. При этом взрослый выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем: "Киса, киса, иди сюда"». Или: "Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу... Поехала машинка, давай скажем вместе —поехала машинка" и пр.

Чтение потешек.

Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку("Ладушки", "Сороку-ворону", детские стихи А.Барто, "Курочку-Рябу" и т.д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: "Я люблю свою ... лошадку". Или: "Жили-были дед ... и баба". Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок "подсказывает" взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие. Рассматривание картинок. Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. "Это кто? —спрашивает взрослый. —А это кто? Что он делает", "А где птичка?", "Покажи дерево"... Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку. 

Поручения.

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка —как пассивной, так и активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба —принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимания ребенка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети. Более сложное поручение —найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трех и более предметов. Еще труднее ребенку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша в возрасте старше 2 лет взрослый уже может попросить найти не один, а два предмета: "Принеси сначала мишку, а потом мячик". Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом.

kapelka-solnishko.educrimea.ru

Как помочь ребенку заговорить

Возможность наблюдать за ребенком на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и игровой деятельности ребенка может быть реализовано теми лицами, которые постоянно взаимодействуют с ним: родителями ребенка, воспитателями детского сада, гувернерами и др.

Основными задачами являются:
  • заинтересовать в общении;
  • научить подражать, воспроизводить речь.

Занятия надо начинать как можно раньше

Эффективной оказывается помощь в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления в школу.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Потребность в общении

Прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями.

Помните, нельзя использовать прямые инструкции "Скажи", "Повтори"!

Имитация речи взрослого ребенком

Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог-образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.

Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.Взрослый. Что мы достали? - Шубу.Что это такое? - Шуба.Что сейчас мы надели? - Шубу.

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль. Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляционных укладах.

Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете что-то неправильно.

Общение

Во-первых, используются альтернативные вопросы, типа: "Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?" Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.

Во-вторых, общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет, и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: "Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину..." В качестве поощрения ребенок получает искомое. Третий вид коммуникативных ситуаций — опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа "Дочки-матери", "В гостях у куклы Кати" и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: "Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку"; "Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай".

Не считайте, что ребенок все делает вам назло! Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно? Может быть, его надо по-другому воспитывать?

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи.

Формирование пространственного понимания

Формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами "в", "на", "под". Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас, и он активно общается с взрослыми.

Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!

Ребенку даются задания: "Положи пирамидку в стол", "Положи пирамидку на стол", "Положи мяч в ящик", "Положи мяч на ящик", "Поставь машинку на стул", "Поставь машинку под стул". Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым, фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.

Не конфликтуйте с ребенком, если от этого не зависят его жизнь и здоровье! Вам еще долго растить вашего ребенка и вместе решать много проблем! Сохраняйте добрые доверительные отношения!

Очень полезными может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом (сказки, в которых несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями) и традиционным набором действующих героев: "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Три медведя" и т.д. Каждая их этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Занятия подобного типа не должны проводиться дольше 7-10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен "увязать" в деталях.

Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.

Если никаких положительных изменений в развитии вашего ребенка вы не отмечаете, срочно обратитесь к специалистам за консультацией. Возможно, вашему ребенку предложат посещать специализированные группы, потому что у него проблемы, о которых вы не подозревали. Помогите своему ребенку!

www.logopeda.net

Как помочь ребенку заговорить. Родителям. информация и консультации для родителей. информация и консультации для родителей. МКДОУ "Детский сад №10"

Как помочь ребёнку заговорить?

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.

Особенно сейчас, когда необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-нибудь дополнительный язык, а может быть и два.

Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми; и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Чтобы развитие речи проходило более быстро и успешно, необходимо развивать мышцы на пальцах рук, т.е. мелкую моторику.

Этому очень помогают ритмичные стихи - пальчиковые игры.

Они обогатят словарь вашего малыша, помогут выработать ловкость движений и концентрировать внимание. А ещё в процессе игры развиваются такие необходимые качества, как память, воображение, готовность руки к письму - всё это, залог хорошей успеваемости в школе.

Не забываете хвалить вашего малыша, даже если у него что-то не получается, вернитесь к этому моменту в следующий раз, и вы увидите положительный результат.

Ребёнку необходимо знать много стихотворений.

Разве плохо, если малыш удерживает в своей голове несколько десятков стихотворений?

И чем больше слов и понятий знает ребёнок на русском языке, который является для него материнским языком, тем лучше и успешнее он освоит второй язык.

Это же утверждает и доктор психологии Йосеф Полонский, который советует родителям сначала развивать мышление малышей на материнском языке. "Если, ребёнок усвоил какие- то понятия на одном языке, то он легко перейдёт к мыслительным операциям на новом языке"

Дети довольно легко справляются с задачей говорить сразу на двух языках, и они не путают языки.

3liski.detkin-club.ru