Мой ребенок «отстает в развитии». Псевдоаутизм – НЕТ ложным диагнозам. Как понять что ребенок отстает в развитии в 2


Как понять, что ребенок отстает в развитии?

Не все детки одинаково хорошо осваивают те или иные умения, но у некоторых это происходит из-за их лени, а у других является диагнозом. В последнее время проблема развития детей особенно обострилась, причем трудно назвать реальные причины. В статье будет рассказано о том, что делать, если ребенок отстает в развитии, каковы признаки и причины этого отставания. Ведь ничего не приходит просто так.

Причины отставания

Причин, по которым дети начинают отставать в развитии, не так много, но каждая из них имеет подводные камни, на которые следует обращать внимание. Итак, поговорим о каждой из них в отдельности:

  1. Неправильный педагогический подход. Эту причину, пожалуй, стоит назвать первой и одной из самых главных. Ее смысл заключается в том, что мать и отец не находят времени для того, чтобы обучить своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок. Такая педагогическая запущенность имеет множество последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это преследует его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаются что-то навязать своему ребенку, заставить его общаться с детьми, когда он больше любит находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если дочь не похожа на свою мать, то это не значит, что нужно насильно переделывать ее, это значит, что нужно принять ребенка таким, какой он есть.
  2. Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  3. Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается и лишь зря волнует будущую мамочку.
  4. Социальные факторы. Здесь большую роль играет окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.

Признаки отставания детей до года

Наблюдать за особенностями развития своего ребенка следует с первых дней его жизни. Поскольку именно до года ребенок должен овладеть самыми важными навыками, которые пригодятся ему на протяжении жизни. И в этом возрасте родители видят, что уже умеет их малыш, какие изменения происходят в его поведении. Итак, как понять, что ребенок в год отстает в развитии:

  • Начать, пожалуй, стоит с двухмесячного возраста. В это время малыш уже освоился в окружающем мире, понял, кто находится вокруг него. Здоровый ребенок в два месяца уже концентрирует свое внимание на определенном предмете, который его интересует. Это может быть мама, папа, бутылочка с молоком или яркая погремушка. Если родители такого навыка не замечают, то стоит чаще присматриваться к поведению малыша.
  • Настораживать должно полное отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
  • Во время игр и прогулок с ребенком нужно следить за тем, фокусирует ли он взгляд на каких-то предметах. Если родители этого не замечают, то причина может крыться не только в отставании в развитии, но и плохом зрении.
  • В три месяца детки уже начинают улыбаться, а также можно услышать от малышей их первое «гуление».
  • Около года ребенок уже может повторять некоторые звуки, запоминает их и произносит даже в те моменты, когда не слышит. Отсутствие и такого навыка должно сильно настораживать маму и папу.

Конечно, никто не говорит о том, что если хоть один из этих признаков был замечен у ребенка, то это явное отставание. Все дети разные и могут осваивать навыки в разной последовательности. Однако контролировать этот процесс нужно, чтобы вовремя обнаружить нарушения и начать работу над ними.

как понять что он отстает в развитии

Ребенок в два года

Если родители не заметили никаких нарушений у годовалого малыша, то это еще не повод прекращать наблюдения за его развитием. А особенно это касается тем мам и пап, чьи малыши осваивают новые умения медленнее, чем остальные детки. В два года ребенок уже умеет довольно много, и контролировать процесс развития становится проще. Итак, чтобы точно знать, в норме ли развитие ребенка, стоит знать, что в два года малыш умеет:

  • Свободно может спускаться и подниматься по ступенькам, танцевать в такт музыке.
  • Умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик, без всяких затруднений листает книги.
  • Родители уже слышат от ребенка его первые «почему» и «как», а также простые предложения из одного или двух слов.
  • Он может копировать поведение взрослых и уже освоил игру в прятки.
  • Ребенок уже знает, как его зовут, и может сообщить свое имя взрослому, также называет предметы, которые его окружают, вступает в диалог с ровесниками на детской площадке.
  • Становится более самостоятельным и может сам надеть носки или штанишки.
  • Сидя за столом, сам пьет из чашки, может держать ложку и даже самостоятельно кушать.

Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось два года, то стоит позаниматься с ним, возможно, понадобится помощь специалиста.

ребенку 2 года отстает в развитии

Ребенок в три года

Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии? Достаточно как можно больше времени проводить со своим малышом и следить за тем, что он делает, и слушать, как он разговаривает. А чтобы мамам было легче отличить отставание от нормального развития, далее будет описано все то, что трехлетний малыш уже успел освоить за такой короткий период своей жизни.

В три года ребенка уже можно смело называть личностью. Ведь у него уже сформировался характер, он имеет свои вкусы и предпочтения, даже чувство юмора у этих деток уже развито. С таким малышом можно поговорить, задать ему вопросы о том, как прошел день и что ему особенно запомнилось. Ребенок с нормальным развитием свободно ответит на них, построив предложения, состоящие из пяти-семи слов.

С таким ребенком уже можно отправляться на пешие прогулки. Он с удовольствием будет рассматривать новые места и предметы, задавать много вопросов. Мамам в этот период бывает особенно трудно ответить на все «зачем» и «почему», но следует запастись терпением, поскольку малыш не должен думать, что его вопросы вас раздражают.

В этом возрасте все детки, независимо от пола, очень любят раскрашивать и рисовать. Достаточно всего один раз показать крохе, как нужно пользоваться мелками и фломастерами, и он часами будет рисовать новые шедевры. Можно даже дать ребенку краски, но заранее предупредить, что кушать их нельзя, какими бы яркими и красивыми они ни были.

Если мама замечает, что чего-то ее трехлетний малыш еще не умеет, то стоит уделить ему немного больше времени, обучить новым знаниям. Ведь в большинстве случаев именно из-за недостатка родительского внимания у детей отсутствуют те или иные навыки.

ребенку 3 года отстает в развитии

Ребенок в 4 года – чего стоит бояться

Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».

По каким же признакам можно определить, что в 4 года ребенок отстает в развитии?

  1. Плохо реагирует на общество других детей: часто проявляет агрессию или, наоборот, боится общаться с другими.
  2. Категорически отказывается оставаться без родителей.
  3. Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут, его отвлекает буквально все.
  4. Отказывается проводить с детьми время, не вступает в контакт.
  5. Мало чем интересуется, любимые занятия ограничены.
  6. Отказывается контактировать не только с детьми, но и со взрослыми, даже с теми, которых хорошо знает.
  7. До сих пор не может выучить, как его зовут и какая у него фамилия.
  8. Не понимает, что является вымышленным фактом, а что может происходить на самом деле.
  9. Если понаблюдать за его настроением, то чаще пребывает в состоянии грусти и печали, улыбается редко, да и вообще не проявляет практически никаких эмоций.
  10. Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
  11. Если занимается рисованием, то не может провести линию карандашом без помощи взрослого.
  12. Ребенок не умеет держать ложку, а значит и самостоятельно кушать, засыпает с трудом, не в состоянии самостоятельно почистить зубы или умыться. Маме приходится каждый раз одевать и раздевать ребенка.

У некоторых деток задержка в развитии проявляется еще и таким образом, что они отказываются выполнять какие-то действия, которые были для них простым в три года. О таких изменениях нужно обязательно сообщать врачу, чтобы он смог вовремя оказать помощь ребенку, и кроха начал развиваться нормально, на одном уровне со своими сверстниками.

ребенку 4 года отстает в развитии

Дети в пять лет

К пяти годам дети становятся уже совсем взрослыми и обладают многими навыками. У них появляются некоторые познания в математике, начинают понемногу читать и даже пишут свои первые буквы. Но как понять, что в 5 лет ребенок отстает в развитии. Здесь уже все довольно просто. Тем более, скорее всего, отставание было заметно и в более раннем возрасте, но родители могли просто не придать этому значения или решили дождаться, что все-таки «само пройдет». Итак, в пять лет уже можно обратить внимание на обучаемость ребенка, поскольку в этом возрасте он уже свободно начинает считать до десяти, причем не только вперед, но и в обратном порядке. К небольшим числам уже свободно прибавляет единицу. Многие дети уже знают названия всех месяцев и дней недели.

К пяти годам у деток уже хорошо развита память, и они легко запоминают различные четверостишия, знают различные считалочки и даже скороговорки. Если мама читает ребенку книгу, то он может свободно пересказать ее, запоминает все самые важные события. Рассказывает также о том, как прошел день и чем он занимался в садике.

Многие мамы в этом возрасте уже начинают активно готовить детей к школе, поэтому большинство малышей уже знает алфавит и даже читает по слогам. Также дети уже хорошо рисуют, во время раскрашивания картинок могут долго подбирать нужный цвет, за контуры практически не выходят. В этом возрасте уже можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в какой-то кружок, поскольку его интерес к тому или иному виду творчества уже хорошо просматривается.

А вот дети, которые совсем не имеют тяги к обучению и не обзавелись интересами, нуждаются в дополнительном внимании. Не исключена инфантильность, которая требует лечения только под наблюдением психиатра.

ребенку 5 лет отстает в развитии

Скоро в школу

В возрасте шести лет некоторые дети уже идут в школу, но готовы ли они к этому? Многим родителям кажется, что лучше отдавать ребенка в школу пораньше, чтобы быстрее взрослел и т. п. Но мало кто задумывается о том, что некоторые детки в 6 лет отстают в развитии и нуждаются в помощи специалистов. Это не вымышленный факт, а данные психолого-педагогических исследований, которые показывают, что 20% детей, которые приходят в первый класс, имеют диагноз "задержка психического развития". Это значит, что ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников и не может на одном уровне с ними усваивать материал.

ЗПР не является приговором, и если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, то их малыш может спокойно учиться в общеобразовательной школе. Конечно, отличных результатов от него требовать не стоит, но если он будет получать помощь от специалиста, то усваивать учебную программу будет на достаточном уровне.

ребенку 6 лет отстает в развитии

Виды ЗПР

Существует четыре основных вида происхождения ЗПР, которые имеют свои причины и, соответственно, проявляются по-разному.

  1. Конституциональное происхождение. Этот вид передается исключительно по наследству. Здесь наблюдается незрелость не только психики, но и тела.
  2. Соматогенное происхождение. Ребенок мог перенести заболевание, которое оказало такое воздействие на его головной мозг. У этих деток нормально развит интеллект, но что касается эмоционально-волевой сферы, то здесь возникают серьезные проблемы.
  3. Психогенное происхождение. Чаще всего возникает у тех деток, которые растут в неблагополучных семьях, и родители ими совсем не занимаются. Здесь заметны серьезные проблемы с развитием интеллекта, дети совершенно не способны делать что-то самостоятельно.
  4. Церебрально-органическое происхождение. Их четырех видов ЗПР этот является наиболее тяжелой формой. Наступает в результате тяжелых родов или беременности. Здесь одновременно наблюдается задержка в развитии в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Такие детки находятся преимущественно на домашнем обучении.

Далее стоит рассмотреть вопрос, который возникает, если ребенок отстал в развитии. Что делать с этой проблемой и можно ли полностью ее побороть?

Рекомендации для родителей

Родители – это те люди, которые должны оказывать помощь ребенку с ЗПР в первую очередь. Поскольку диагноз этот нельзя отнести к медицинским, лечить его в больнице не имеет смысла. Вот несколько рекомендаций для родителей относительно того, что делать, если ребенок отстал в развитии:

  • Следует подробно изучить данное заболевание. Есть множество полезных и интересных статей на эту тему, которые хоть немного приоткроют завесу тайны над таким страшным диагнозом.
  • Не стоит откладывать посещение к специалисту. После консультации с неврологом и психоневрологом, ребенку понадобится помощь таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог.
  • Для занятий с ребенком стоит подобрать несколько интересных дидактических игр, которые помогут ему развивать свои умственные способности. Но игры следует подбирать исходя из способностей ребенка, чтобы ему не было трудно. Поскольку любые затруднения отбивают желание чем-либо заниматься вообще.
  • Если ребенок ходит в обыкновенную школу, то выполнять домашнее задание он должен ежедневно в одно и то же время. Первое время мама всегда должна быть рядом и оказывать помощь малышу, но постепенно он должен привыкать делать все сам.
  • Можно посидеть на форумах, где родители с такими же проблемами будут делиться опытом. «Сообща» справляться с подобными диагнозами намного проще.
ребенок отстает в развитии

Заключение

Как видим, задача родителей заключается не только в том, чтобы контролировать развитие ребенка, но и активно принимать участие в этом процессе. Поскольку именно родительская халатность часто приводит к тому, что вполне способные детки, которые могли бы учиться на "отлично", получают такой диагноз как задержка психического развития. Тем более что ребенку до шести лет нужно не так много времени на занятия, поскольку в этом возрасте он быстро устает от выполнения различных заданий. Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.

fb.ru

как определить, отстает ли ваш ребенок в развитии, и как помочь ему догнать сверстников

Все родители слышали, что малышам полезно давать упражнения для мелкой моторики. В противном случае ребенку будет тяжело научиться самостоятельно одеваться, пользоваться мелкими предметами, завязывать шнурки... Развитие мелкой моторики у дошкольников определяет подчерк ребенка, его способность рисовать, лепить, вышивать... Что же такое мелкая моторика, и как можно способствовать ее развитию?

Мелкая моторика - одна из важнейших способностей человека. Этим словом называют умение выполнять мелкие точные движения пальцами и кистями. Например, брать в руки любимую игрушку или разукрашивать картинки. Это возможно только когда у ребенка скоординированы действия нервной, костной и мышечной систем. Мелкая моторика у детей влияет на развитие речи. Речевой и моторный центры расположены в голове ребенка очень близко друг к другу. Если ваш ребенок никак не может научиться говорить, помогите ему упражнениями для мелкой моторики.

Как понять, отстает ли ваш ребенок в развитии от нормы?

Если даже ваш малыш слегка отстает – не отчаивайтесь, при регулярном выполнении упражнений он с легкостью догонит своих сверстников. Однако вам следует ознакомиться с нормами, выявленными специалистами по детскому развитию.

В возрасте 8-12 месяцев ваш малыш должен уметь брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. В 13-18 месяцев ребенку следует уметь устойчиво ставить один кубик на другой. В 15-18 месяцев дети обычно умеют собирать пирамидку из колец. В 17-20 месяцев малыш способен устойчиво построить башенку из трех кубиков, а также по одной переворачивать страницы книги. 17-24 месячный ребенок может захватывать движущиеся предметы. В возрасте 18-24 месяцев карапуз учится опускать разные мелкие предметы в небольшое отверстие. В 20-24 месяца малыш нанизывает на шнур крупные бусины. В возрасте 21-22 месяцев ребенок должен уметь переливать жидкость из одного сосуда в другой. А в 22-24 месяца малыши умеют строить башенки из четырех-шести кубиков.

Что делать, если успехи вашего ребенка не соответствуют вышеперечисленным нормам?

Мелкая моторика у детей требует постоянной тренировки. Очень полезно делать аккуратный массаж ладошек и пальчиков своего ребенка. Помогайте своему малышу брать в руки мелкие игрушки, катать шарики и строить башенки из кубиков. Держите его руку, когда он учится пользоваться ложкой или рисовать карандашом. Отличная мелкая моторика у детей, часто играющих с конструктором. Помогают в развитии моторики небольшие шарики, которые малыш любит катать из угла в угол. Маленьким детям пойдет на пользу игра в ладушки, а также разрывание мягкой цветной бумаги.

Очень полезным будет следующее упражнение: на глазах малыша заройте в банке с крупой какой-нибудь маленький предмет, а затем попросите ребенка его раскопать. Малышам полезно рыться в крупе, просеивать ее сквозь пальцы. Покажите своему ребенку, как можно играть с этим нехитрым приспособлением. Однако следите, чтобы он не тащил ничего в рот.

Великолепно развивает мелкую моторику лепка, рисование, а также простое одевание. Пытаясь застегивать и расстегивать пуговицы, малыш тренирует свою координацию. Для более взрослых детей хорошим упражнением станет шнуровка ботинок, а также связывание небольших предметов тонкой веревкой. Дети постарше любят собирать мозаику и паззлы. Хорошо развивается мелкая моторика у детей при вырезании фигур из бумаги – снежинок, монеток, листиков и так далее. Вырезайте вместе с малышом фигуры из яркой цветной бумаги, а затем вместе приклеивайте их с помощью клея-карандаша.

Помогая малышу развить мелкую моторику, следите, чтоб он не проглотил мелкие части игрушек. Игры с мелкими предметами возможны лишь при внимательном контроле родителей! Некоторые дети обожают все совать в рот, что может иметь неприятные последствия. Занимайтесь со своим ребенком с удовольствием, подавая упражнения, как веселую игру, и не забывайте о его безопасности.

fb.ru

Не отстает ли малыш в развитии?

Каждый родитель волнуется за своего ребенка - правильно ли малыш растет, не отстает ли от сверстников? Для этого важно знать особенности психомоторного развития.

Все молодые родители беспокоятся, как развивается их малыш, не отстает ли от сверстников, и не пропускают ли они, взрослые, по незнанию важные вехи в его жизни. Здесь на помощь приходят многочисленные таблицы и календари развития ребенка, но важно уметь ориентироваться в приведенных в них возрастных нормах.

Виды норм

Говоря о нормах развития ребенка, необходимо понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – это среднеарифметический показатель, т.е. результаты наблюдения за несколькими тысячами здоровых детей суммируют и делят на общее число обследованных. Такая норма – только ориентир, так как достижения малыша индивидуальны и могут отличаться как в меньшую, так и в большую сторону. (Пример: В 1 год дети начинают ходить).

При вычислении динамической нормы используют те же данные, но в результате представляют не конкретное значение, а диапазон, при котором показатели конкретного ребенка все еще отвечают норме. (Пример: Дети начинает ходить в возврате от 9 до 15 месяцев).

Конечно, в идеале для каждого  малыша стоит определять должную норму, т.е. индивидуальную норму развития с учетом особенностей его организма и среднестатистической и динамической норм. Так, недоношенные дети нередко отстают в развитии на срок, который «не досидели» у мамы в животе, даже будучи вполне здоровыми. Но выяснить должную норму может только действительно хороший врач на основе комплексного обследования, поэтому родителям, самостоятельно отслеживающим состояние своего малыша, рекомендуют ориентироваться на динамическую норму - большинство здоровых детей в нее укладывается.

Не стоит волноваться, если показатели развития вашего крохи приближаются к верхней или нижней границе нормы. Отклонения в пределах динамической нормы совершенно нормальны, мало кто развивается четко по «среднестатистическому» графику.

Развитие ребенка

Для каждого возраста малыша определены нормы физического и психомоторного развития.

К физическому развитию, в первую очередь, относится прибавка в росте и весе. Крайне важно стабильное увеличение этих показателей, особенно, у грудного ребенка.  Ведь без физической «базы» он не сможет усваивать более сложные действия,  что грозит отставанием во всех остальных сферах.

Оценивают именно динамику увеличения роста и веса, а не абсолютные показатели, которые часто зависят от наследственности. По темпам прибавки можно судить, насколько хорошо младенец питается, хватает ли ему необходимых веществ для дальнейшего развития. Кроме пищи, для нормального роста малышу требуется качественный сон, уход, соответствующие возрасту физические нагрузки и, что немаловажно, благоприятная психологическая обстановка – он остро чувствует эмоции близких  и может хуже расти, если в доме «плохая погода».

В понятие психомоторного развития ребенка включают его нервно-психическое, т.е. интеллектуальное и эмоциональное развитие и моторное, т.е. развитие двигательных навыков. У младенцев эти две сферы тесно связаны, и задержка в одной из них почти неминуемо влечет за собой задержку другой. Но верно и обратное: а если интенсивно делать с грудничком, например, упражнения для тренировки мелкой моторики, то за прогрессом в управлении собственными ручками у малыша улучшится  память и речь.

Оценить психомоторное развитие несколько сложнее, чем физическое – нет таких четких показателей, как килограммы и сантиметры, зато есть определенный набор умений, отметок, которые малыш должен преодолеть и освоить. В целом, дети первого года жизни проходят одни и те же этапы в примерно одинаковом возрасте. Но чем старше становится ребенок, тем шире границы его динамической нормы.

При определении, соответствует ли психомоторное развитие малыша норме, оценивают функции слуха, зрения и других чувств, мышечный тонус и уровень владения собственным телом (держание головы, управление руками и ногами, сохранение равновесия). Также в положенное время младенцу предстоит научиться говорить, воспринимать чужую речь, самостоятельно мыслить и взаимодействовать с другими людьми. За это несут ответственность его родители и те, кто еще участвует в воспитании – ведь обучение так или иначе идет постоянно, малыш слышит речь взрослых и берет с них пример.

Что делать, если выявлено отставание в развитии

Если вы изучили таблицу развития ребенка и обнаружили, что показатели вашего ребенка не дотягивают до нижней границе нормы или проходят по ней, не спешите паниковать.  В первую очередь покажите ребенка врачу соответствующего профиля: неврологу, отоларингологу, ортопеду и т.п.,  чтобы тот определил, действительно ли есть задержка в развитии и ее степень, и сказал, какие меры необходимо предпринять. Часто оказывается, что с малышом почти все в порядке, и его состояние требует лишь незначительной коррекции с помощью специальных упражнений, процедур или медикаментов.

В большинстве случаев, если нет серьезных нарушений в организме, незначительное отставание можно преодолеть и без помощи лекарств, просто уделяя ребенку и занятиям с ним больше времени, акцентируя внимание на проблемных «зонах».

Полезные ссылки:

http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178 Таблицы прибавки в весе и росте у детей (нормативы ВОЗ)

http://ds1ishim.ru/content/vozrastnye-normy-razvitiya-rebenka-ot-0-do-7-let Возрастные нормы развития ребенка от 0 до 7 лет (динамические)

http://deti.mail.ru/roditeljam/kalendary_razvitija_rebenkaКалендарь развития ребенка от 0 до 12 лет

domashniy.ru

Как понять, что ребенок отстает в развитии?

Опубликовал: poseydon в дом семья 2 дня тому назад 5 Просмотров

Не все детки одинаково хорошо осваивают те или иные умения, но у некоторых это происходит из-за их лени, а у других является диагнозом. В последнее время проблема развития детей особенно обострилась, причем трудно назвать реальные причины. В статье будет рассказано о том, что делать, если ребенок отстает в развитии, каковы признаки и причины этого отставания. Ведь ничего не приходит просто так.

Причины отставания

Причин, по которым дети начинают отставать в развитии, не так много, но каждая из них имеет подводные камни, на которые следует обращать внимание. Итак, поговорим о каждой из них в отдельности:

  • Неправильный педагогический подход. Эту причину, пожалуй, стоит назвать первой и одной из самых главных. Ее смысл заключается в том, что мать и отец не находят времени для того, чтобы обучить своего ребенка элементарным вещам, которые должен уметь каждый ребенок. Такая педагогическая запущенность имеет множество последствий. Ребенок не может нормально общаться со своими сверстниками, и это преследует его на протяжении всей жизни. Другие же родители, наоборот, пытаются что-то навязать своему ребенку, заставить его общаться с детьми, когда он больше любит находиться один, или же заставляют учить то, что ему в этом возрасте еще совсем не интересно. В таких случаях взрослые просто забывают о том, что все детки разные, и каждый имеет свой характер и темперамент. И если дочь не похожа на свою мать, то это не значит, что нужно насильно переделывать ее, это значит, что нужно принять ребенка таким, какой он есть.
  • Психическое отставание. Это детки с нормально работающим мозгом, которые ведут полноценную жизнь, но инфантильность сопровождает их на протяжении всей жизни. И если в детстве это просто малоактивные дети, которые не любят шумных игр и больших компаний, то в старшем возрасте такие люди быстро устают, да и вообще имеют низкий уровень работоспособности. На протяжении жизни их сопровождают неврозы, они часто впадают в депрессии, зафиксированы даже случаи психозов. Решить эту проблему можно, но только при помощи психиатра.
  • Биологические факторы нередко оставляют след именно на уровне развития ребенка. К ним относятся тяжелые роды или же различные заболевания, которыми могла переболеть женщина, будучи беременной. Детки с синдромом Дауна тоже относятся сюда. Но здесь уже большую роль играет генетический фактор. Отличие этих детей от других будет заметно от рождения и на протяжении всей жизни. Но не стоит путать понятия, когда ребенок отстает в развитии на 2 недели, еще находясь в утробе матери, поскольку это совершенно другой диагноз, который требует отдельной статьи. Тем более судить о возможностях еще не родившегося малыша не стоит. Часто УЗИ ошибается и лишь зря волнует будущую мамочку.
  • Социальные факторы. Здесь большую роль играет окружение ребенка. На появление задержек в развитии могут повлиять взаимоотношения в семье, особенности воспитания детей, отношения со сверстниками и многое другое.
  • Признаки отставания детей до года

    Наблюдать за особенностями развития своего ребенка следует с первых дней его жизни. Поскольку именно до года ребенок должен овладеть самыми важными навыками, которые пригодятся ему на протяжении жизни. И в этом возрасте родители видят, что уже умеет их малыш, какие изменения происходят в его поведении. Итак, как понять, что ребенок в год отстает в развитии:

    • Начать, пожалуй, стоит с двухмесячного возраста. В это время малыш уже освоился в окружающем мире, понял, кто находится вокруг него. Здоровый ребенок в два месяца уже концентрирует свое внимание на определенном предмете, который его интересует. Это может быть мама, папа, бутылочка с молоком или яркая погремушка. Если родители такого навыка не замечают, то стоит чаще присматриваться к поведению малыша.
    • Настораживать должно полное отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
    • Во время игр и прогулок с ребенком нужно следить за тем, фокусирует ли он взгляд на каких-то предметах. Если родители этого не замечают, то причина может крыться не только в отставании в развитии, но и плохом зрении.
    • В три месяца детки уже начинают улыбаться, а также можно услышать от малышей их первое «гуление».
    • Около года ребенок уже может повторять некоторые звуки, запоминает их и произносит даже в те моменты, когда не слышит. Отсутствие и такого навыка должно сильно настораживать маму и папу.

    Конечно, никто не говорит о том, что если хоть один из этих признаков был замечен у ребенка, то это явное отставание. Все дети разные и могут осваивать навыки в разной последовательности. Однако контролировать этот процесс нужно, чтобы вовремя обнаружить нарушения и начать работу над ними.

    Ребенок в два года

    Если родители не заметили никаких нарушений у годовалого малыша, то это еще не повод прекращать наблюдения за его развитием. А особенно это касается тем мам и пап, чьи малыши осваивают новые умения медленнее, чем остальные детки. В два года ребенок уже умеет довольно много, и контролировать процесс развития становится проще. Итак, чтобы точно знать, в норме ли развитие ребенка, стоит знать, что в два года малыш умеет:

    • Свободно может спускаться и подниматься по ступенькам, танцевать в такт музыке.
    • Умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик, без всяких затруднений листает книги.
    • Родители уже слышат от ребенка его первые «почему» и «как», а также простые предложения из одного или двух слов.
    • Он может копировать поведение взрослых и уже освоил игру в прятки.
    • Ребенок уже знает, как его зовут, и может сообщить свое имя взрослому, также называет предметы, которые его окружают, вступает в диалог с ровесниками на детской площадке.
    • Становится более самостоятельным и может сам надеть носки или штанишки.
    • Сидя за столом, сам пьет из чашки, может держать ложку и даже самостоятельно кушать.

    Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось два года, то стоит позаниматься с ним, возможно, понадобится помощь специалиста.

    Ребенок в три года

    Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии? Достаточно как можно больше времени проводить со своим малышом и следить за тем, что он делает, и слушать, как он разговаривает. А чтобы мамам было легче отличить отставание от нормального развития, далее будет описано все то, что трехлетний малыш уже успел освоить за такой короткий период своей жизни.

    В три года ребенка уже можно смело называть личностью. Ведь у него уже сформировался характер, он имеет свои вкусы и предпочтения, даже чувство юмора у этих деток уже развито. С таким малышом можно поговорить, задать ему вопросы о том, как прошел день и что ему особенно запомнилось. Ребенок с нормальным развитием свободно ответит на них, построив предложения, состоящие из пяти-семи слов.

    С таким ребенком уже можно отправляться на пешие прогулки. Он с удовольствием будет рассматривать новые места и предметы, задавать много вопросов. Мамам в этот период бывает особенно трудно ответить на все «зачем» и «почему», но следует запастись терпением, поскольку малыш не должен думать, что его вопросы вас раздражают.

    В этом возрасте все детки, независимо от пола, очень любят раскрашивать и рисовать. Достаточно всего один раз показать крохе, как нужно пользоваться мелками и фломастерами, и он часами будет рисовать новые шедевры. Можно даже дать ребенку краски, но заранее предупредить, что кушать их нельзя, какими бы яркими и красивыми они ни были.

    Если мама замечает, что чего-то ее трехлетний малыш еще не умеет, то стоит уделить ему немного больше времени, обучить новым знаниям. Ведь в большинстве случаев именно из-за недостатка родительского внимания у детей отсутствуют те или иные навыки.

    Ребенок в 4 года – чего стоит бояться

    Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».

    По каким же признакам можно определить, что в 4 года ребенок отстает в развитии?

  • Плохо реагирует на общество других детей: часто проявляет агрессию или, наоборот, боится общаться с другими.
  • Категорически отказывается оставаться без родителей.
  • Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут, его отвлекает буквально все.
  • Отказывается проводить с детьми время, не вступает в контакт.
  • Мало чем интересуется, любимые занятия ограничены.
  • Отказывается контактировать не только с детьми, но и со взрослыми, даже с теми, которых хорошо знает.
  • До сих пор не может выучить, как его зовут и какая у него фамилия.
  • Не понимает, что является вымышленным фактом, а что может происходить на самом деле.
  • Если понаблюдать за его настроением, то чаще пребывает в состоянии грусти и печали, улыбается редко, да и вообще не проявляет практически никаких эмоций.
  • Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
  • Если занимается рисованием, то не может провести линию карандашом без помощи взрослого.
  • Ребенок не умеет держать ложку, а значит и самостоятельно кушать, засыпает с трудом, не в состоянии самостоятельно почистить зубы или умыться. Маме приходится каждый раз одевать и раздевать ребенка.
  • У некоторых деток задержка в развитии проявляется еще и таким образом, что они отказываются выполнять какие-то действия, которые были для них простым в три года. О таких изменениях нужно обязательно сообщать врачу, чтобы он смог вовремя оказать помощь ребенку, и кроха начал развиваться нормально, на одном уровне со своими сверстниками.

    Дети в пять лет

    К пяти годам дети становятся уже совсем взрослыми и обладают многими навыками. У них появляются некоторые познания в математике, начинают понемногу читать и даже пишут свои первые буквы. Но как понять, что в 5 лет ребенок отстает в развитии. Здесь уже все довольно просто. Тем более, скорее всего, отставание было заметно и в более раннем возрасте, но родители могли просто не придать этому значения или решили дождаться, что все-таки «само пройдет». Итак, в пять лет уже можно обратить внимание на обучаемость ребенка, поскольку в этом возрасте он уже свободно начинает считать до десяти, причем не только вперед, но и в обратном порядке. К небольшим числам уже свободно прибавляет единицу. Многие дети уже знают названия всех месяцев и дней недели.

    К пяти годам у деток уже хорошо развита память, и они легко запоминают различные четверостишия, знают различные считалочки и даже скороговорки. Если мама читает ребенку книгу, то он может свободно пересказать ее, запоминает все самые важные события. Рассказывает также о том, как прошел день и чем он занимался в садике.

    Многие мамы в этом возрасте уже начинают активно готовить детей к школе, поэтому большинство малышей уже знает алфавит и даже читает по слогам. Также дети уже хорошо рисуют, во время раскрашивания картинок могут долго подбирать нужный цвет, за контуры практически не выходят. В этом возрасте уже можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в какой-то кружок, поскольку его интерес к тому или иному виду творчества уже хорошо просматривается.

    А вот дети, которые совсем не имеют тяги к обучению и не обзавелись интересами, нуждаются в дополнительном внимании. Не исключена инфантильность, которая требует лечения только под наблюдением психиатра.

    Скоро в школу

    В возрасте шести лет некоторые дети уже идут в школу, но готовы ли они к этому? Многим родителям кажется, что лучше отдавать ребенка в школу пораньше, чтобы быстрее взрослел и т. п. Но мало кто задумывается о том, что некоторые детки в 6 лет отстают в развитии и нуждаются в помощи специалистов. Это не вымышленный факт, а данные психолого-педагогических исследований, которые показывают, что 20% детей, которые приходят в первый класс, имеют диагноз «задержка психического развития». Это значит, что ребенок отстает в психическом развитии от своих сверстников и не может на одном уровне с ними усваивать материал.

    ЗПР не является приговором, и если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, то их малыш может спокойно учиться в общеобразовательной школе. Конечно, отличных результатов от него требовать не стоит, но если он будет получать помощь от специалиста, то усваивать учебную программу будет на достаточном уровне.

    Виды ЗПР

    Существует четыре основных вида происхождения ЗПР, которые имеют свои причины и, соответственно, проявляются по-разному.

  • Конституциональное происхождение. Этот вид передается исключительно по наследству. Здесь наблюдается незрелость не только психики, но и тела.
  • Соматогенное происхождение. Ребенок мог перенести заболевание, которое оказало такое воздействие на его головной мозг. У этих деток нормально развит интеллект, но что касается эмоционально-волевой сферы, то здесь возникают серьезные проблемы.
  • Психогенное происхождение. Чаще всего возникает у тех деток, которые растут в неблагополучных семьях, и родители ими совсем не занимаются. Здесь заметны серьезные проблемы с развитием интеллекта, дети совершенно не способны делать что-то самостоятельно.
  • Церебрально-органическое происхождение. Их четырех видов ЗПР этот является наиболее тяжелой формой. Наступает в результате тяжелых родов или беременности. Здесь одновременно наблюдается задержка в развитии в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере. Такие детки находятся преимущественно на домашнем обучении.
  • Далее стоит рассмотреть вопрос, который возникает, если ребенок отстал в развитии. Что делать с этой проблемой и можно ли полностью ее побороть?

    Рекомендации для родителей

    Родители – это те люди, которые должны оказывать помощь ребенку с ЗПР в первую очередь. Поскольку диагноз этот нельзя отнести к медицинским, лечить его в больнице не имеет смысла. Вот несколько рекомендаций для родителей относительно того, что делать, если ребенок отстал в развитии:

    • Следует подробно изучить данное заболевание. Есть множество полезных и интересных статей на эту тему, которые хоть немного приоткроют завесу тайны над таким страшным диагнозом.
    • Не стоит откладывать посещение к специалисту. После консультации с неврологом и психоневрологом, ребенку понадобится помощь таких специалистов, как логопед, психолог, дефектолог.
    • Для занятий с ребенком стоит подобрать несколько интересных дидактических игр, которые помогут ему развивать свои умственные способности. Но игры следует подбирать исходя из способностей ребенка, чтобы ему не было трудно. Поскольку любые затруднения отбивают желание чем-либо заниматься вообще.
    • Если ребенок ходит в обыкновенную школу, то выполнять домашнее задание он должен ежедневно в одно и то же время. Первое время мама всегда должна быть рядом и оказывать помощь малышу, но постепенно он должен привыкать делать все сам.
    • Можно посидеть на форумах, где родители с такими же проблемами будут делиться опытом. «Сообща» справляться с подобными диагнозами намного проще.

    Заключение

    Как видим, задача родителей заключается не только в том, чтобы контролировать развитие ребенка, но и активно принимать участие в этом процессе. Поскольку именно родительская халатность часто приводит к тому, что вполне способные детки, которые могли бы учиться на «отлично», получают такой диагноз как задержка психического развития. Тем более что ребенку до шести лет нужно не так много времени на занятия, поскольку в этом возрасте он быстро устает от выполнения различных заданий. Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.

    Источник: bisbroker.ru

    izpolymernoy.ru

    Мой ребенок «отстает в развитии». Псевдоаутизм – НЕТ ложным диагнозам | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

    «Ваш ребенок неадекватный. Он явно отстает в развитии. Если вы хотите, чтобы он хоть что-то освоил, нанимайте репетиторов. Иначе школу закончит со справкой», – таким заявлением огорошила меня учительница, вызвав в школу.

    23 47512 6 Мая 2012 в 17:16

    Автор публикации: Татьяна КЛИЩЕНКО, медицинская сестра.

     

    Сегодня мой сын пришел из школы очень гордый – в дневнике красуется пятерка. Более того, он пришел не один – к нему в гости заглянул школьный товарищ. Мальчишки весело играли и дурачились, разговаривая на своем, не совсем понятном мне языке. Обсуждались какие-то «бакуганы», их сила, еще что-то…

    Глядя на мальчишек, я почувствовала, как одинокая слеза скатилась по моей щеке…

     

    Год назад…

    «Ваш ребенок неадекватный. Он явно отстает в развитии. Если вы хотите, чтобы он хоть что-то освоил, нанимайте репетиторов. Иначе школу закончит со справкой», –таким заявлением огорошила меня учительница, вызвав в школу. Я была повергнута в шок, это ведь не заявление о том, почему ребенок отстает в росте.

    На тот момент мальчик успел проучиться в первом классе две недели.

    «Ваш сын не слушает меня на уроках, может встать в любой момент и тупо пялиться в окно вместо того, чтобы заниматься. Он абсолютно не умеет общаться с ровесниками, шарахается от детей, на переменах сидит в сторонке, не играет ни с кем. А вчера он чуть не сорвал линейку: во время исполнения гимна заткнул уши и начал орать диким голосом. Я ничего не могла с ним сделать. И проверьте ему слух – он постоянно переспрашивает меня…»

    Сказать, что я расстроилась, это ничего не сказать. Мир затянуло черной пеленой холодного липкого ужаса. Получается, мой ребенок – ненормальный?..

    Почему? Ведь в пять лет он самостоятельно научился читать. А в шесть лет уже лучше меня разбирался в компьютере. А теперь – отстает в развитии?

    Как мама, имеющая медицинское образование, я надеялась, что медицина даст ответы на возникшие у меня вопросы. Пытаясь выяснить, почему ребенок не может адаптироваться в школе, почему он отказывается работать на уроках, я повела его к невропатологам, психологам и прочим специалистам.

    Пройдя все возможные обследования, я получила на руки заключение врачей, в котором значилось, что у ребенка физиологических отклонений нет, но наблюдаются «поведенческие расстройства». Слух в норме. Врач даже пошутила, что мой сын слишком хорошо слышит. Я не придала этому значения.

    Тогда же я впервые услышала термин «расстройства аутического спектра».

    Естественно, я задалась вопросом, почему эти расстройства возникли, и что с ними делать. На первую половину вопроса я так и не получила вразумительного ответа. Невропатолог сказала, что у ребенка, возможно, повышено внутричерепное давление, так как объем его головы превышает норму, положенную в его возрасте. Однако обследование патологии не выявило.

    Психолог заметила, что такие поведенческие отклонения могут быть следствием родовой травмы, но не всегда проявляются сразу. А еще она попросила меня нарисовать портрет сына. Рассматривая рисунок (а я изобразила сына в костюме и шляпе), она мягко заметила, что я хочу, чтобы мой ребенок поскорее стал взрослым, и оказываю на него излишнее давление.

    Что касается вопроса, что делать, то я получила внушительный список препаратов для улучшения кровоснабжения головного мозга, которые нужно было употреблять в виде таблеток и уколов. Помимо этого был назначен массаж воротниковой зоны и несколько физпроцедур.

    С массажем возникла проблема: ребенок при малейшем прикосновении так сжимался, что вся эффективность процедуры сводилась на нет.

    Психолог предложила пройти курс занятий «для коррекции поведения».

    Я добросовестно выполняла все назначения, параллельно дополнительно занимаясь с сыном – нужно было наверстать то, что он не освоил в школе. К моему большому изумлению, программу, рассчитанную на месяц занятий в школе, дома мы освоили за неделю. Без особых усилий…

    Однако проблемы не исчезли. Учительница по-прежнему жаловалась на то, что мальчик отказывается выполнять задания, не слушается на уроках, не может наладить контакт с одноклассниками. Я поняла, что мне надо искать другое решение, как заниматься с отстающим в развитии ребенком. 

    Однажды, придя за сыном в школу, я увидела, что парту, за которой он сидел в одиночестве, отодвинули от остальных детей, «потому что мешает заниматься». Мой сын становился изгоем…

     

    Звуковой вектор и аутические проявления

    Ответы на вопросы, роящиеся в моей голове, я нашла там, где совсем не ожидала. Случайно попав на тренинг по системно-векторной психологии, я узнала, как помочь своему ребенку.

    На тренинге, темой которого был звуковой вектор, меня озарило: описывается мой ребенок!

    «Около 5% детей рождается со звуковым вектором. Их эрогенная зона – сверхчувствительное ухо. Видовая роль – ночной охранник стаи…

    Звуковой вектор в детстве может проявляться по-разному.

    Маленького звуковика отличает от его сверстников взгляд – не по возрасту серьезный, внимательный. Ты к нему уси-пуси, а малыш, восседая на руках у мамы, отвечает внимательным взглядом, смущающим взрослой серьезностью…

    Подрастая, эти молчаливые дети чаще предпочитают тишину своей комнаты, чем шумную компанию сверстников. Они быстро утомляются от активных игр, зато спокойно играют в одиночестве. Такие дети любят прятаться в шкафах – им нравится сидеть в тишине и полумраке…

    Нередко звуковики поздно начинают говорить, хотя возможна и другая картина – говорить начинают рано и сразу связными фразами…

    У детей со звуковым вектором часто наблюдается так называемое нарушение сна – они путают день с ночью. Однако взглянув в корень проблемы, можно понять, что это отнюдь не нарушение – эти дети природой запрограммированы на ночное бодрствование. Это позволяет им выполнять свою видовую роль.

    Следует учитывать, что такой ребенок может спокойно спать под громкую музыку, но в тоже время мгновенно проснется, стоит кошке в соседней комнате зашуршать бумажкой.Подобная реакция легко объяснима: музыка не несет в себе опасности, а вот малопонятный шорох в темноте мгновенно пробуждает в глубинах подсознания ребенка инстинкты ночного охранника стаи…

    Дети со звуковым вектором часто задают почти философские вопросы: «Мама, а откуда это все? А зачем есть я? А что такое звезды? Мама, а что такое жизнь?» Их с раннего детства интересует смысл жизни…»

    Слушая лекцию, я пыталась избавиться от навязчивой мысли, что ведущий ясновидящий. Иначе как он может так точно описать ребенка, которого никогда в жизни не видел?

    Проблема со сном у нас наблюдалась практически с рождения, одному Богу известно, сколько километров я намотала, выхаживая ночами по комнате с малышом на руках. В кроватке ему лежать было неинтересно, а вот окружающую обстановку мы изучали с любопытством. Зато с утра встать для нас до сих пор целая проблема.

    В какой-то период настигла новая проблема – вечером у нас был «кричательный час». В течение часа ребенок заходился криком, несмотря на все мои попытки успокоить его. Я обратилась к специалистам – однако никаких отклонений не нашли. Решение проблемы нашлось случайно: стоило выключить свет и создать полную тишину, как малыш затихал и успокаивался.

    Когда сын подрос, я заметила еще одну странность: он крайне скупо выражал свои эмоции. Там, где я бы уже билась в истерике или хохотала, он в лучшем случае мог поморщиться либо улыбнуться.

    Однажды, идя домой из садика, мы с ним поругались, и я заявила, что «раз он меня не слушается, значит, он мне больше не сын, и я его брошу». Я ожидала слез, извинений… Но за спиной повисла гнетущая тишина. Пройдя десяток шагов, я обернулась – мальчик стоял на месте и просто смотрел мне вслед. Сердце больно кольнуло – ну что ж такое? Он даже слезинки не проронил...

    Если бы я знала, чем такое «воспитание» обернется для моего маленького звуковичка…

    Читать мой ребенок научился лет в пять, причем обнаружилось это случайно. Я заметила, что он с легкостью ориентируется в компьютерных играх, требующих чтения правил. При этом читает он исключительно энциклопедии. Другие книжки ему просто не интересны. Уморил воспитательницу в детском саду заявлением, что кирпич можно сделать живым, если добавить к его составу атомы углерода. С точки зрения физики он абсолютно прав.

    А в школе отстает в развитии…

    На тренинге я поняла, в чем причина школьных проблем моего сына. Ухо – особо чувствительная (эрогенная) зона звукового ребенка. Тихие гармоничные звуки доставляют звуковикам удовольствие. Однако истинное наслаждение они способны испытать, только вслушиваясь в абсолютную тишину.

    Дети со звуковым вектором от природы, в потенциале, наделены самым большим интеллектом. Сосредотачиваясь в тишине в поисках тревожных звуков на «звуках» своего внутреннего мира, маленькие звуковики развивают ум, чтобы в будущем в их головах зарождались гениальные идеи.

    Школа – это агрессивная среда для такого ребенка. Шум, крики, громкая музыка – все это вынудило его сузить слуховое восприятие. Это, в свою очередь, привело к тому, что он не смог усваивать информацию. Чем больше учитель пытался добиться от него реакции, тем глубже мальчик погружался в свою «ракушку».

    Чтобы понять, что испытывает ребенок со звуковым вектором, на которого ежедневно обрушивается какофония, свойственная школе, попробуйте на минутку представить, что у вас очень нежная тонкая кожа, нуждающаяся в одежде из тончайшего шелка. Но вместо шелка вам предлагают облачиться в колючую дерюгу, раздирающую кожу до крови. Малоприятные ощущения – дерюгу хочется немедленно сбросить.

    Какофония, крики, скандалы – все это погружает звуковика в такой же сверхстресс, какой испытывает человек с нежной кожей, облаченный в колючее рубище.

    Однако звуковик не в силах избавиться от «рубища» - его сверхчуткий слух всегда на страже. Громкие крики, скандалы в семье, звуки ремонта, доносящиеся с соседней стройки – постоянный шум раскаленным гвоздем вгрызается в чувствительное ухо звуковика.

    Ребенок, пытаясь защититься от звуков, травмирующих его психику, неосознанно уменьшает восприимчивость к внешним раздражителям, постепенно уходя в себя и теряя способность контактировать с внешним миром. Если маленький звуковик постоянно находится в такой обстановке, начинается самое страшное: организм включает систему самозащиты и нейронные связи головного мозга постепенно отмирают. В результате психологи получают возможность в очередной раз зафиксировать диагноз «аутизм».

    Но громкие звуки и крики – это лишь одна из причин, способных привести к развитию подобных отклонений у звукового ребенка. Не стоит забывать о том, что его сенсор чутко улавливает не только сам звук, но и его интонацию.

    Некоторые слова, даже произнесенные шепотом, губительно сказываются на психике ребенка.

    Дети со звуковым вектором отличаются некоторой отрешенностью от мира. Они задумчивы, порой кажутся медлительными и даже заторможенными. Мать, не понимая причины подобного поведения, раздражается, начинает понукать ребенка. В таком состоянии и могут прозвучать страшные для психики звуковика слова: «Тормоз! Идиот! Зачем я тебя родила…»

    И ребенок, пытаясь спрятаться от них, начинает все реже и реже выходить «наружу», прячась по ту сторону барабанной перепонки – внешний мир для него становиться все более иллюзорным. Не зря говорят, что страшнее материнского проклятия нет ничего. Именно мамы, из самых лучших побуждений подчас губят собственных детей.

     

    Не осознано, нет. По незнанию

    Тем страшнее цифры – за последнее десятилетие количество аутистов увеличилось в 4 раза…

    Слушая Юрия Бурлана, я внутренне похолодела: когда в школе начались проблемы, я заняла очень жесткую позицию и постоянно прессовала ребенка. Порой срывалась и на крик…

    Мамина нетерпеливость, смена домашней обстановки на шумный гвалт школы, активность одноклассников, безапелляционность учительницы, громогласная музыка на линейках – все это заставляло моего сына прятаться глубоко в себе.

    А я вместо того, чтобы создать ребенку тихую спокойную обстановку, в которой он бы мог прекрасно развиваться, зависла над ним, как вертолет, и нетерпеливо понукала: «Ну что ты замер? Это простая задача – решай быстрее! Как ты пишешь? Ты что, не можешь провести ровную палочку? Переписывай!»

     

    Сегодня…

    Я смогла избавить своего ребенка от ярлыка «отстающий в развитии».

    Понимание того, что многие проявления характера моего сына являются не симптомами заболевания и не патологией, как утверждает современная психология, а специфическими свойствами, которые присущи только ему и отсутствуют у детей с другим набором векторов, помогло мне решить многие проблемы.

    Я твердо убедилась в одном, не важно, каким вы задаетесь вопросом, почему ребенок отстает в росте или отчего возникают проблемы адаптации, знание о человеческой природе способно пролить свет на любую проблему.

    Юрий Бурлан предъявляет к своим слушателям одно жесткое требование: «Не верьте! Не верьте ни единому слову, сказанному на тренинге. Все перепроверяйте в жизни!»

     

    Я перепроверила

    Я стала разговаривать с ребенком благожелательным шепотом – и он слышит меня! А ведь не так давно я не могла докричаться до него, и мир затягивало черной пеленой от осознания собственного бессилия. Я включаю тихую музыку на ночь – и сын спокойно спит, не вскакивая среди ночи.

    Мы выполняем домашние задания в тишине на фоне едва слышной классической музыки – и учительница с изумлением констатирует, что мой ребенок уверенно догоняет лучших учеников класса, а порой и превосходит их.

    Я объяснила домочадцам, что испытывает наш маленький звуковичок при громких звуках и как реагирует на размолвки родителей – и теперь у нас четко соблюдается экология звука, а все выяснения отношений переносятся на то время, когда сын отсутствует дома.

    У этого правила оказался весьма забавный побочный эффект: выяснилось, что спорные вопросы вполне можно решать, совершенно не повышая голоса. Постепенно размолвки практически сошли на нет.

    Я поговорила с учительницей, объяснила ей, что у ребенка сверхчуткий слух, и громкие звуки его травмируют. Кроме того, я донесла до неё мысль, что его заторможенность объясняется очень просто – ему требуется время на то, чтобы выйти в нашу реальность из своего внутреннего мира. Теперь сын сидит на первой парте и дружит с девочкой Лизой, а учительница относится к нему совсем по-другому. Ни о каких репетиторах речи больше не заходит.

    Сегодня мой сын пришел из школы очень гордый – в дневнике красуется пятерка. Более того, он пришел не один – к нему в гости пришел школьный товарищ. Мальчишки весело играли и дурачились, разговаривая на своем, не совсем понятном мне языке. Обсуждались какие-то «бакуганы», их сила, еще что-то…

    Глядя на них, я почувствовала, как от счастья перехватывает дыхание.

    Счастье моего ребенка – это и есть мой результат от тренинга. И я думаю, что для каждой матери это самое большое, что может произойти в жизни... И я не одна. Более 600 родителей деляться своими уникальными результатами. Поэтому приглашаю вас на бесплатные онлайн лекции Юрия Бурлана – осознанный подход неизмеримо лучше, чем воспитание вслепую. Зарегистрироваться можно здесь.

    Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Автор публикации: Татьяна КЛИЩЕНКО, медицинская сестра.

    Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

    www.yburlan.ru

    8 признаков, что ребёнок отстает в развитии

    8 признаков, что ребёнок отстает в развитии

    В педиатрии выделяют две основные сферы развития ребенка – физическую и нервно-психическую. Первая проявляется увеличением массы тела, роста и т. д., вторая – формированием моторики, статики, речи, эмоций и социального поведения. Но, к сожалению родителей, задержки развития, могут возникать в любой из них. При этом важно помнить – каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития, но при малейших подозрениях нужно обратиться к педиатру.

    1. Младенец медленно набирает вес. Для родителей это может быть не так очевидно, но контрольные взвешивания позволяют выявить недостаточность массовых показателей в соответствии со средними значениями.

    Читайте также: Стратегия кормления грудного ребенка

    2. Задержка в росте. Даже на фоне нормальной прибавки в весе может наблюдаться замедленный рост. Нарушение массово-ростового коэффициента является ранним признаком отставания в развитии.

    3. Ребенок не способен фиксировать и удерживать части тела. Педиатрами определены сроки, в которые ребенок должен научиться самостоятельно, поддерживать те или иные позы:

    • в 2-3 месяца – удерживать голову.
    • в 6-7 мес. – сидеть
    • в 9-10 мес. – стоять.

    Отсутствие таких способностей на протяжении 2-3 месяцев после указанных сроков указывает на отставание в развитии.

    признаки отставания ребенка в развитии

    4. Отсутствие тех или иных движений. По аналогии со статическим положением, различные движение должны формироваться в определенном возрасте:

    • 2-4 неделя – повороты шеи.
    • 4 мес. – целеустремленные движения рук.
    • 4-6 мес. – переворачивание на живот и обратно.
    • 1 год – самостоятельная ходьба.

    Читайте также: Календарь развития ребенка от рождения до года

    5. Позднее формирование безусловных рефлексов. Некоторые рефлексы, характерные для новорожденного ребенка, должны возникать в определенном возрасте (например – хоботковый и рефлекс Моро). Их отсутствие – признак задержки нервно-психического развития ребенка.

    6. Длительное сохранение транзиторных рефлексов. Часть рефлексов, присущих младенцу, должны исчезать со временем (рефлексы Галанта, Переса). Их сохранение в старшем возрасте указывает на нарушения развития ЦНС.симптомы отставания в развитии

    7. Отсутствие или позднее формирование речи. Первые признаки речевой активности возникают у ребенка уже в 6 месяцев, когда ребенок начинает выговаривать первые слоги (па-па, ма-ма-ма). В 1 год ребенок уже должен знать 8-12 слов, а в 2 года – около 300 и составлять простые предложения.

    8. Позднее формирования вышей нервной деятельности. Ребенок уже с 5 месяцев – начинает взаимодействовать с окружающими предметами, с 7 – повторяет действия взрослых, а с 9 – активно играет в игры, вступает в осмысленный словесный и эмоциональный контакт.

    8 признаков, что ребёнок отстает в развитии, 5.0 out of 5 based on 1 rating

    medic.ua

    Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать |

    Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

    Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать

    Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

    1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
    2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
    3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
    4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

    Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать

    На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

    1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
    2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
    3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
    • неправильная эмбриональная закладка органов;
    • наследственные патологии;
    • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
    • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
    • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
    • травмирование живота при падении во время беременности;
    • сильный токсикоз;
    • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

    Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать

    Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

    1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
    2. Отсутствует реакция на звуки.
    3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
    4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
    5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
    6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
    7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
    8. У карапуза не получается учить буквы, читать.
    9. У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.

    Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать

    Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

    • оздоровительные мероприятия;
    • занятия по коррекции определенных навыков;
    • медикаментозную терапию.

    К общим оздоровительным мероприятиям относят:

    • правильный режим дня;
    • здоровое питание;
    • нормированные физические нагрузки.

    Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

    Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

    Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

    Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать

    Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

    Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

    1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
    2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
    3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
    4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

    Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.

    Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

    worknet-3.ru