Урок музыки во 2 классе Мир ребенка в музыкальных образах. Мир ребенка в музыкальных образах урок музыки 2 класс


Урок музыки во 2 классе "Симфоническая музыка"

Тема: Симфоническая музыка

Цели: 1. Создать условия для знакомства  детей с группами инструментов симфонического оркестра;

2. Ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с симфонией;

3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I.

II.

III.

Организационный момент.

Новый материал, слушание.

Сегодня на уроке мы с вами проследим, как русская народная песня «Во поле береза» приведет нас в другое большое произведение – в симфонию.

- Давайте вспомним песню «Во поле береза» (стр. 85). Спеть первый куплет.

- Как она сейчас у нас прозвучала? (медленно, плавно, по-хороводному).

- Теперь исполним второй и третий куплеты с нашими музыкальными инструментами (бубны, треугольники, ложки, металлофон) и побыстрее возьмем темп.

- Четвертый и пятый куплеты поем быстро.

- Мы сейчас с вами исполнили одну песню, но по-разному. Как меняется характер песни? (из хороводной, певучей, плавной, медленной песни она превратилась в быструю, темпераментную, праздничную, веселую, даже игровую, как плясовую).

- Композитор П.И. Чайковский написал симфонию.

- Симфонии принадлежит одно из самых почетных мест среди многочисленных музыкальных жанров. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражает сове время. Симфонии Моцарта и Бетховена, Прокофьева и Шостаковича – это размышления о эпохе, о человеке, о путях мира и жизни на Земле. Слово «симфония» в переводе означает всего лишь созвучия. В древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позже им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. В начале XVIII века этот термин заменял нынешнее понятие увертюры (вступление перед оперой с кратким «содержанием» оперы).

- Окончательно симфония сформировалась в странах германских языков (Австрия, Германия, Швеция, Нидерланды). В этих странах сложились богатые традиции инструментальной музыки. Создание симфонии - работа спокойная, сосредоточенная, требующая обдумывания, обобщения. Симфония в России – это, прежде всего, Чайковский. Его симфонические сочинения – волнующие, захватывающие повести о борьбе человека за жизнь, за счастье. Любая симфония – это целый мир художника, ее создающего, мир времени, в которое она написана.

- Слушая симфонию, мы становимся духовно богаче, мы приближаемся к сокровищам человеческого гения.

- Послушайте финал «Четвертой симфонии» П. Чайковского и послушайте, как в этой симфонии наша песня «Во поле береза» превратилась в «Симфоническую мелодию», звучащую то мягко и напевно, то печально, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжелыми ударами барабана, то, мелькая в разных голосах, набегающих, как волны, одна на другую. Поднимите руку, как только услышите нашу мелодию. Звучит «Четвертая симфония» П. Чайковского.

- Представьте себя дирижерами симфонического оркестра. Сейчас будет звучать фрагмент Симфонии № 40 композитора Моцарта, а вы подирижируете с разным настроением, попробуйте передать свои ощущения, которые возникают у вас при звучании этого произведения (безмятежность, напряженность, взволнованность, легкость, энергия, порыв, мечтательность, жалобность, успокоение – разные чувства, которые возникают, должны передаваться в движениях детей; в руку можно взять палочки). Звучит «Симфония № 40» Моцарта.

infourok.ru

Урок музыки во 2 классе Мир ребенка в музыкальных образах.

План – конспект открытого урока по музыке во 2 классе. Тема урока: Мир ребенка в музыкальных образах. П. Чайковский «Детский альбом». 3891915317500 Цель:  - познакомиться с пьесами из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Детский альбом»; - показать неразрывную связь выразительных и музыкальных средств для создания в воображении ребенка музыкального образа; - взглянуть на мир ребенка через музыкальные произведения. Задачи: - добиться достижения планируемых результатов; - формирование универсальных учебных действий: предметных - развитие художественного вкуса и интереса к классической музыке, умение оценивать произведения разных видов искусства; метапредметных - овладение умением сравнивать, сопоставлять, формулировать выводы; личностных - проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки, развитие духовно – нравственных качеств: доброты, великодушия, отзывчивости; коммуникативных - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, работа в парах и группах, совместное решение творческих задач.

Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование: цифровое фортепиано; компьютер + аудиосистема для ПК; наглядный материал; музыкальный материал: П.И. Чайковский. Цикл для детей «Детский альбом». Пьесы «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». Попевка «У кота – воркота». Организационно - ориентировочный этап. Ход урока. Организационный момент. - Давайте начнем наш с вами урок с дружного приветствия. Здравствуйте, дорогие ребята. Дети приветствуют друг друга и садятся на места. - Как ваше настроение? Для того, чтобы оценить настроение, дети используют смайлики, лежащие на парте. Повторение изученного. - На прошлом уроке мы с вами затрагивали тему Родины и родного края. Для того, чтобы нам вновь окунуться в этот образ, предлагаю одному из вас прочитать стихотворение о Родине. Один из учеников читает стихотворение о Родине. Определение темы урока. - Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по нашей стране. И это путешествие будет связано с име

univerfiles.com

Урок музыки во 2 классе «Разнообразие тембрового звучания в симфоническом оркестре».

Урок музыки во 2 классе

по учебно-методической программе Д.Б. Кабалевского

«Музыка в четырехлетней начальной школе»

3 четверть, урок №9

тема четверти: «Развитие музыки»

тема урока: «Разнообразие тембрового звучания в симфоническом оркестре».

Цель урока: развитие музыкально-творческого мышления в процессе слушания музыки Н.А. Римского-Корсакова.

Задачи:

- дальнейшее развитие и закрепление темы: «Развитие музыки»;

-умение определять на слух звучание групп музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- сформировать представление об основных средствах музыкальной выразительности через применение игровых форм работы с учащимися.

Вид урока: урок-игра.

Оборудование урока: мультимидийный аппарат, музыкальный материал к беседе о симфоническом оркестре, иллюстрации, портрет композитора - Н. А. Римского – Корсакова, компьютерная презентация к уроку «Н.А. Римский – Корсаков – непревзойдённый мастер в создании оркестровых симфонических картин», музыкальное приложение «Три чуда», фрагмент видеофильма «Сказка о царе Салтане», учебник «Музыкальное искусство» для 2 класса, авторы Л.В.Школяр, В.О. Усачёва (по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»

Ход урока:

Музыкальное приветствие «Пора начать урок» музыка и слова Е.Попляновой

Колокольчик нам поёт,

На урок он нас зовёт.

Слышишь звонкий голосок,

Значит, нам пора начать урок.

Динь-дон, Динь-дон,

Пора начать урок.

Динь-дон, Динь-дон,

Зовёт нас голосок.

1.Изучение нового музыкального материала

-Ребята, попробуйте представить себе привычный окружающий нас мир потерявшим краски: всё стало серым и безликим – синее небо и море, зелёные листья и трава, поблекло разноцветье цветов. Очень не интересно было бы жить в таком мире. Ведь не случайно радуемся мы приходу весны: с нею возвращаются на землю яркие краски, просыпается, оживает природа.

У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника это, прежде всего, краски. У композитора – музыкальные звуки – основа музыкальной речи, выразительные средства музыки.

Давайте вспомним и назовём, какие существуют средства музыкальной выразительности:

(ученики выбирают «лепестки» с названиями средств музыки и называют его выразительные свойства)

(на доске закрепить таблицу «Интонация»)

Проводится игра «Средства музыкальной выразительности»

Учитель: Мы слышали разные оттенки в голосе, а оттенки в музыке – эта своеобразные краски, которые раскрашивают музыку в разные цвета и заставляют звучать ее выразительнее.

Средства музыкальной выразительности

1hello_html_2554b1cd.jpg.Мелодия - основа произведения

2.Лад – характер в музыке

3.Динамика – сила звучания в музыке

4.Регистр – высота звучания

5.Ритм – чередование коротких и длинных звуков

6.Темп – скорость исполнения мелодии

7.Тембр – окраска музыкального звука.

- Оказывается, что одно из основных свойств музыкального звука заключается в том, что и звук может быть по-разному окрашен. И эта разная окраска, именуемая в музыке тембром, даже меняет характер и настроение звука.

Выразительными свойствами – различной окраской – обладают и голоса инструментов симфонического оркестра. Что же представляет собой симфонический оркестр? (рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 76-77).

Ответы учащихся: «Оркестр» - слово древнегреческое, так называли в античном мире площадку перед сценой. Здесь располагались хор и оркестранты, сопровождавшие представление музыкой.

«Симфония» - также слово древнегреческого происхождения и означает «созвучие», «согласие».

Вот и называется «симфоническим оркестром» большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и стройно и согласовано.

Обратимся к учебнику на стр. 77: посмотрите, какое разнообразие музыкальных инструментов, но все они объединены в четыре группы, назовите их:

-струнные смычковые инструменты

-духовые деревянные инструменты

-духовые медные инструменты

-ударные инструменты

Богатство оркестровых тембров позволяет композитору не только изображать голоса птиц, животных, как сделал это С. Прокофьев в симфонической сказке «Петя и волк», но и создавать красочные симфонические полотна. Непревзойдённым мастером в создании музыкальных оркестровых картин был Н.А. Римский – Корсаков (показ слайда №1)

hello_html_m7280cb3c.jpg

Знакомство с симфонической картиной «Три Чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Творческую фантазию композитора нередко пробуждали сказочные сюжеты. Особенно благодатным материалом стала для него «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. В ней есть такие необыкновенные чудеса, «что ни в сказке сказать, ни пером описать» (показ слайда №2,3)

hello_html_33f0672c.jpghello_html_3e24d099.jpg

Симфоническая картина представляет «Три чуда». О каждом из чудес возвещает праздничная фанфара. Прослушивание первого чуда «Волшебный город

Леденец. Волшебная белка (слайд №4, 5)

Остров на море лежит, град на острове стоит,

С златоглавыми церквами, с теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом:

Белка в нём живёт ручная, да чудесница какая!

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт;

А орешки не простые, скорлупы – то золотые.

Ядра – чистый изумруд;

Белку слуги берегут.

hello_html_3fae803b.jpg

Здесь композитор ярко показывает звучание прозрачных и звонких тембров флейты и арфы, они звучат в высоком регистре. Мы слышим изумление при виде чуда – появляется Белка, её тема раскрашена тембрами деревянных духовых и струнных инструментов. Композитор точно следует пушкинскому тексту: И с присвисточкой поёт при

при всём народе…

hello_html_38488cb.jpg

-Но вот фанфары известили о втором чуде. Звучность оркестра перемещается в более низкий регистр (слайд №6)

hello_html_5993d0d6.jpg

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор –

Сними дядька Черномор…

Звучит тема Богатырей, её поёт дружный хор медных инструментов: валторн и тромбонов.

Слушание чуда «Тридцать три богатыря».

-Когда затихла буря, весёлая фанфара извещает о третьем чуде – Царевне – Лебеди (слайд № 7,8)

hello_html_m4c5acb26.jpg

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Слушание чуда «Царевна – Лебедь».

Эта тема обрисована звучанием всего симфонического оркестра, показывая красоту звучания различных тембровых окрасок. Музыка словно расцветает в красочных сочетаниях тембров. Так композитор рисует превращение лебеди в прекрасную царевну. Это – кульминация всей симфонической картины. Гимн красоте и добру.

hello_html_4cfa6080.jpg

Слушание целиком симфонической картины «Три чуда». (просмотр фрагмента видеофильма «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане»).

- А теперь проведём игровую викторину: как мы знаем музыкальные инструменты симфонического оркестра (слайды №9,10,11,12)

hello_html_245d85.jpghello_html_8e82e61.jpg

hello_html_2d908fe6.jpghello_html_30db6cc4.jpg

- Необыкновенные чудеса «нарисовал» нам Римский – Корсаков в своей сказочной музыке. «Три чуда» открывают нам неисчерпаемые чудеса музыкальных тембров. Оркестровое звучание настолько красочно и живописно, что становятся понятными безграничные возможности музыки.

А сказка и чудеса – они живут повсюду. И особенно яркими кажутся нам в момент пробуждения природы: весной. Помните, ребята, как в весенней песне:

Голубые слёзки капали и проталинку оставили.

Вокально – хоровая работа. Исполнение песни «Солнечная капель» В. Соснина (с участием солиста, исполнение с музыкальным сопровождением – игра на музыкальном треугольнике на словах: динь-дон в припеве)

- Весна нам дарит свои необыкновенные разноцветные краски и подарки. Давайте и мы, ребята, подарим подарок, выполненный красками музыкальных звуков.

Исполнение песни «Подарок маме» Я. Дубравина (работа над выразительной интонацией, следим за развитием в музыкальной фразе).

Вот бы пальчиком потрогать самый краешек мечты!

К ней найти свою дорогу непременно сможешь ты.

К синим звёздам, любят дети в разноцветных снах лететь.

Всё сбывается на свете, если только захотеть.

Исполнение песни Ю Чичкова «Песня о волшебном цветке»

Обобщение урока: сегодня на уроке мы постарались обогатить наши представления о разнообразии звучания инструментов в симфоническом оркестре на примере симфонической картины «Три чуда» Н.А. Римского - Корсакова, закрепили основные понятия о средствах музыкальной выразительности.

infourok.ru

Урок музыки во 2 классе

2 класс

2 четверть

Урок разработан по Программе общеобразовательных учебных заведений. Музыка. Под руководством Д. Б. Кабалевского. 1- 8 классы.- М.: Просвещение, 2007.

Тема четверти: «Интонация»

Тема урока: «Изобразительные интонации»

Цели:

  • определить изобразительные интонации в пьесах«Курицы и петухи», «Животное с длинными ушами», «Лебедь».

Задачи урока:

  • научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов.

  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять в музыке главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

  • воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и художественные произведения.

Методы:

Виды музыкальной деятельности:

Оборудование:

ТСО: мультимедиа, музыкальный центр, фортепиано, CD-записи.

Музыкальный материал:

  • Л. Бетховен,«К Элизе».

  • С. Прокофьев, «Болтунья».

  • Л. Бетховен, экспозиция симфонии №5.

  • К. Сен-Санс «Карнавал животных»: «Животное с длинными ушами», «Курицы и петух», «Лебедь».

  • Попевка «Дождик».

  • Д. Б. Кабалевский, попевка «Кто дежурные?».

  • Б. Савельев, Л. Рубальская, «Разноцветная игра».

  • Русская народная песня «Тень-тень».

Дополнительный материал: мультимедийная презентация к уроку, элементы костюмов для инсценирования песни «Тень-тень», карточки-ребусы.

Требования к уровню подготовки.

  • Знать: жанровое начало музыки; основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Уметь: определять сходство и различие речевой и музыкальной интонации; узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Формы промежуточного контроля:

  • устный опрос;

  • разгадывание ребусов;

  • музыкальные загадки на определение названия произведения и композитора;

  • анализ музыкальных произведений на определение интонационно-эмоционального содержания;

  • слушание музыки и размышление о ней;

  • театрализация песни;

  • концертное исполнение песни;

  • музыкально-пластическое движение.

Технологическая цепочка и метраж урока (в минутах).

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие

2 мин.

2. Актуализация знаний

6 мин.

3. Постановка проблемы

1 мин.

4. Закрепление пройденного музыкального материала

4 мин.

5. Повторение песенного репертуара:

5. 1 Вокальные упражнения

2 мин.

5. 2. Исполнение попевки «Кто дежурные?»

2 мин.

6. Введение нового материала

1 мин.

7. Изучение нового материала

3 мин.

7. 1. Слушание пьесы «Курицы и петух»

1 мин.

7.2. Слушание пьесы «Персонаж с длинными ушами»

1 мин.

7.3. Слушание пьесы «Лебедь»

1 мин.

8. Пластическое интонирование

0.30 мин.

9. Микро-обобщение

0.30 мин.

10. Первичное закрепление

2 мин.

11. Вокально-хоровая работа: инсценирование песни «Тень-тень»

2.30 мин.

11.1. Исполнение песни «Разноцветная игра»

5 мин.

12. Итог урока

3 мин.

13. Домашнее задание

0.30 мин.

14. Оценивание

1 мин.

15. Рефлексия

1 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент: музыкальное приветствие

2. Актуализация знаний.

3. Постановка проблемы.

4. Закрепление предыдущего музыкального материала

5. Повторение песенного репертуара: исполнение песни «Кто дежурные?»

6. Введение нового материала

7. Изучение нового материала

Слушание «Курицы и петух».

Звучит интонация - осла

Слушание целиком «Животное с длинными ушами».

Слушание «Лебедь».

8. Пластическое интонирование

9. Микро-обобщение

10. Первичное закрепление.

11. Вокально-хоровая работа.

Инсценировка песни «Тень-тень».

Исполнение песни «Разноцветная игра».

12. Итог урока

13. Домашнее задание.

14. Оценивание

15. Рефлексия

Вы готовы, вы готовы

К нам в Звукляндию идти?

Я зову вас всех, друзья, с собой

В страну нашу,

Нашу милую Звукляндию.

Но туда дорога нелегка

Ждут вас, ребята, испытания!

А помогут вам в пути

Ваши знания идти.

Ваши знания хорошие, немалые.

С ними вы наверняка

С заданьем справитесь шутя,

И откроется вам всем

Страна Звукляндия.

- Перед вами ворота в эту замечательную страну. А ключик от музыкального замка вы получите только после того как продемонстрируете свои знания.

- Назовите ведущий элемент музыкальной речи (мелодия).

4 7 1 6 2 3 5

О Я М И Е Л Д

- Как в музыке называется чередование длинных и коротких звуков?

(ритм)

4 2 1 3

М И Р Т

- Какой элемент музыкальной речи доказывает, что ноты ладят друг с другом? (лад )

3 1 2

Д Л А

Дружбу звуков говорят

Называют словом – лад.

Светлый, мир просторный

Рисует лад – мажорный.

А мир в темноту погружённый

Лад рисует – минорный.

- С помощью следующего ребуса мы вспомним тему 2 четверти.

ия

Т О Н А И Ц

3 4 2,5 6 1 7

- Что такое «интонация»? (интонация – это выразительность, а ещё название города, который находится в стране Звукляндии)

- На каких улицах города мы с вами были на прошлом уроке? (на улице Музыкальных и речевых интонаций)

- Давайте заглянем на улицу Музыкальных и речевых интонаций и вспомним в чем их сходство и различие?

(сходство этих интонаций в том, что они должны быть выразительными, а различия в том, что музыкальную интонацию можно записать точно по высоте и она не изменится по истечении времени, а речевую записать точно по высоте нельзя и она может изменяться).

- А что отображает выразительная интонация? (чувства человека)

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете пройденный материал, а значит получайте ключ от музыкального замка.

(Одному из учеников даётся скрипичный ключ и он открывает ворота в волшебный город «Звукляндию)

- Вспомним, для чего нам, как исполнителям, нужна интонация? (чтобы выразительно исполнять музыкальные произведения).

- А для чего нужна интонация нам, как слушателям? (чтобы узнавать музыкальные произведения).

- Попробуем проверить правильность этого высказывания. Я буду наигрывать интонации, а вы должны угадать произведение и какая интонация показана в этом произведении?

- Исполнение песни: «Кто дежурные?»

- В этой песне встречается несколько разговорных интонаций, какие? (вопросительные, утвердительные).

- А чтобы исполнить их правильно давайте с ними поработаем в наших упражнениях для распевания голоса (распевание от разных звуков со сменой интонаций (вопросительной, радостной, грустной) без слов на слоги: -ми, -мэ, ма, -мо, - му; и с текстом: - вот иду я вверх, вот иду я вниз).

- Сейчас мы исполним попевку выразительно все вместе (при исполнение попевки всем классом следить за характером, жанровой основой интонаций, соответствие их образному содержанию, интонационно-драматургическим развитием песни).

- Теперь давайте исполним песню по группам и посмотрим, чья группа справится лучше. А запевалой у нас будет Маша - класс делится на 3 группы (выразительное исполнение попевки по группам)

- Итак, мы в стране Звукляндия, в городе с прекрасным названием Интонация.

- Мы с вами уже побывали на улицах Речевых и Музыкальных интонаций.

- Сегодня мы заглянем ещё на одну улицу города Интонации. А какую, вы должны будете угадать сами.

- Какой океан звуков окружает нас в природе? (пение птиц, шелест листьев, шум ветра, раскаты грома, шорох дождя)

- Можно ли все эти звуки передать в музыке? (да)

- А каким образом музыка может изобразить звуки живой и неживой природы? (с помощью звучания различных музыкальных инструментов, которые подражают голосам и движениям животных, передают явления природы и т.д.)

- Значит интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”)

- Дар изображать в музыке движения животных, явления природы даётся не каждому композитору.

- Итак, тема нашего урока: «Изобразительные интонации»

- Сегодня на уроке мы посмотрим, как с помощью чего композиторы передают изобразительную интонацию в своих произведениях. А поможет нам в этом цикл Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».

Шарль Камиль Сен-Санс (1835 - 1921). Французский композитор, пианист, дирижёр с раннего детства любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. Такие наблюдения помогли создать остроумный и изобразительный «Карнавал животных»

- В цикле «Карнавал животных» 14 произведений: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.

- Мы познакомимся с некоторыми. А узнать, какие животные скрываются за этими произведениями, нам помогут интонации.

- Сейчас вы услышите первое произведение. Подумайте, на каких птиц похожа главная интонация?

Слушание «Курицы и петух».

  • Чьи голоса изобразила музыка? (курочек и петуха)

  • Что представляли, когда слушали музыку? (как они хвастаются друг перед другом своим пением)

- Да, вы были правы. Это действительно курицы и петух.

Бестолково снуют куры, перебивая друг друга, и вдруг замолкают – это запел петух, горделиво выделяя каждую ноту. Он демонстрирует своё мастерство. Но в конце его голос «срывается», и верхняя нота – его гордость – звучит фальшиво, вызывая смятение поклонниц

- Какие инструменты использовал композитор? (фортепиано, скрипку и кларнет).

- Со вторым животным я предлагаю познакомиться следующим образом. Я покажу вам только интонацию. Подумайте, какое животное может так «разговаривать»? (ослик)

Звучит интонация - осла

- Проверим, был ли в ваших ответах правильный.

- Это, конечно, осел; его крики забавно переданы взвизгиваниями и тянущимися звуками – какого инструмента? (скрипки)

- Почему именно скрипка, может быть, можно было взять другой музыкальный инструмент, например, трубу? (варианты детей)

- А сейчас давайте послушаем, как эта интонация звучит в самом произведении.

- Слушание целиком «Животное с длинными ушами».

- Следующего героя нашего урока я предлагаю вам выбрать их представленных на этом слайде?

- Какие птицы изображены? (кукушка, лебедь, петух, свиристель)

- Сейчас прозвучит музыка и вы должны выбрать свой вариант ответа.

- Слушание «Лебедь».

- Какой вариант вы выбрали? (лебедь)

- Почему решили, что эта музыка нам рисует лебедя? (музыка была очень нежной, красивой, в музыке слышится лёгкий плеск воды)

- Как вы думаете, подсказка находится в мелодии или сопровождении? (в сопровождении)

- Что изображает эта интонация? (воду)

- Чистота и строгость мелодии, благородный «бархатный» тембр виолончели создают образ красивейшей птицы, а спокойные звуки фортепиано подражают лёгкому плеску воды.

- Сейчас я предлагаю вам под замечательную музыку К. Сен-Санса «Лебедь» выполнить пластические движения, передавая характер музыки.

- Что помогло вам узнать героев пьес Камиля Сен-Санса? - интонация

- Какая интонация? (изобразительная)

- С помощью изобразительной интонации каких героев К. Сен-Санса мы узнали? (курицу и петуха, осла, лебедя)

- Вспомним эти интонации еще раз (Звучат интонации: «Курицы и петух», «Животное с длинными ушами», «Лебедь»).

- А сейчас я предлагаю вам стать участниками собственного музыкального мини-спектакля. Вам предстоит воспользоваться изобразительной интонацией и перевоплотиться в героев песни «Тень-тень». Ваша задача изобразить их с помощью эмоций, пластики, голоса. (Дети одевают костюмы)

Инсценировка песни «Тень-тень».

- Кто из ребят вам больше понравился? Почему?

У нас с вами сегодня получилось занятие о котором мы можем рассказать словами из песни. Музыкальная загадка – что это за песня? («Разноцветная игра»).

- Правильно «Разноцветная игра»:

В первичном хоровом исполнении учитель следит за: дикцией, чистотой интонации, ритмом, интонацией, характером исполнения.

При повторном исполнении выбрать солистов (4-5 человек), а класс выполняет роль хора.

- С помощью чего композиторы «рисовали» нам образы в своих произведениях? (с помощью музыки, звуков, которые передавали музыкальные инструменты).

- Благодаря каким интонациям мы могли представить героев музыки? (изобразительным интонациям).

- Что значит изобразительные интонации?

(это значит композиторы с помощью звучания музыкальных инструментов как бы рисуют нам героев или какие либо природные явления в своих произведениях)

- Какие музыкальные инструменты выполняли сегодня главную роль в музыке? (скрипка, фортепиано, виолончель, кларнет).

- По какой улице мы гуляли сегодня на уроке? (улице изобразительных интонаций).

- На примере какого цикла произведений мы рассматривали изобразительные интонации? («Карнавал животных»).

- Кто является композитором этих произведений? (Шарль Камиль Сен-Санс).

- Назовите произведения, услышанные на уроке, которые входят в этот цикл. («Курицы и петух», «Животное с длинными ушами», «Лебедь»).

- Какой образ наиболее ярко был нарисован и запомнился вам?

Нарисуйте один из образов «Карнавала животных»

Выставление оценок.

Нарисуйте в тетради свою эмоциональную оценку урока.

infourok.ru

Урок музыки по теме "Мелодия – душа музыки". 2-й класс

Разделы: Музыка

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Цели:

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
  • развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

Учебные задачи:

  • эмоционально-образное восприятие и характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”;
  • выразительное исполнение песен “Чунга-чанга” В. Шаинского и “До свиданья, осень!” А. Кудряшова;
  • осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
  • определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.

Оснащение урока:

  • презентация “Мелодия – душа музыки”;
  • презентация песни В. Шаинского “Чунга-чанга”;
  • презентация “Песня Сольвейг”;
  • презентация песни А. Кудряшова “До свиданья, осень!”;
  • презентация “Викторина”;
  • презентация кроссворда “Мелодия”.

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система;
  • музыкальные инструменты: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон, маракасы, триола, треугольник и т.д.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2.) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?

Дети. (Высказывают свои предположения).

Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)

Дети. Птицы поют.

Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)

Дети. Это музыка.

Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?

Дети. Нет.

Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):

“Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки”. [1]

Дети. Звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.

Учитель. Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?

Дети. Музыкальные звуки.

Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?

Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.

Учитель. Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.

Дети. На барабане не получается.

Учитель. Почему?

Дети. Барабан стучит все время один и тот же звук.

Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” [1]. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?

Дети. На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.

Учитель. Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?

Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.

Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.

Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.

Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.

Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.

Учитель. Правильно.

Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.

Учитель. Молодцы!

Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.

Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?

Дети. Что мелодия бывает разной.

Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?

Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.

Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)

Дети. На волны.

Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)

Дети. На стрелочку вниз.

Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)

Дети. На ступеньки вверх.

Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?

Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”

Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)

Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?

Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.

Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…

Дети. Чтобы сыграли.

Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?

Дети. Вокальную и инструментальную.

Учитель. Что же написано в голубом круге?

Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.

Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.

Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?

Дети. Два художника рисуют картины.

Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?

Дети. Портрет лебедей.

Учитель. Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка - выступление древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчку появляется картинка - выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ - “речь человека”. (По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)

Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?

Дети. ?..

Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)

Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3.)

Дети. (Исполняют песню с движениями).

Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4.)

Дети. (Слушают музыку и выполняют задание).

Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?

Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.

Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.

Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.

Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?

Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.

Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?

Дети. В миноре.

Учитель. Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!” Приложение 5.)

Дети. (Исполняют песню с движениями).

Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине. Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6.)

Презентация. Слайд 1. Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране?

Дети. Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки…

Учитель. Верно, а ещё металлофон и кастаньеты (показывает). На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните Задание 2. самостоятельно в Рабочей тетради, а потом мы сверимся.

Дети. (Выполняют задание).

Учитель. Хорошо. (После ответов детей по щелчку (слайд 2) на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.)

Слайд 3. Следующее задание: определите, как движется мелодия? (По щелчку звучит “Па-де-де” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)

Дети. По ступенькам вниз.

Учитель. Слайд 4. Правильно. А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы. (На экране картинки лебедя, пчелы и птенцов.) И объясните свой выбор.

Слайд 5. (По щелчку звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)

Дети. Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.

Учитель. Правильно. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (По щелчку звучит второе произведение.)

Дети. Это пчела.

Учитель. Почти угадали. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н.А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?

Дети. Мелодия быстрая, как бы жужжащая.

Учитель. Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?

Дети. Это музыка про птенцов. Мы её слушали вначале года.

Учитель. Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (По щелчку звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)

Дети. Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная.

Учитель. Молодцы, вы - настоящие знатоки. И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд “Мелодия”. Выполните Задание 3. в Рабочей тетради. (Учитель демонстрирует презентацию кроссворда “Мелодия”. Приложение 7.)

 

1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

2. Красивые ритмичные движения под музыку.

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.

Дети. (Разгадывают кроссворд).

Учитель. Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.

Дети. Балет, опера и …

Учитель. Симфония.

Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.

Учитель. В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.

Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.

Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.

Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?

Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.

Учитель. Правильно. Какими бывают мелодии?

Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.

Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?

Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.

Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)

Дети. По ступенькам.

Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?

Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.

Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?

Дети. “Полёт шмеля”.

Учитель. Не забывайте о песнях.

Дети. “Чунга-чанга”, “До свиданья, осень!”.

Учитель. Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!

Литература

  1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  3. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.

CD

  1. 200 песен. Дискотека для маленьких ©&®ООО “Цветомир”, 2008.
  2. Александр Кудряшов. “Озорные нотки”. Песни для детей © А.Кудряшов, 2005.
  3. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  4. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
  5. “Любимые песни детства” © 2005 В. Шаинский, Э. Успенский, Г. Гладков, Ю. Энтин. С. Козлов, Гр. Гладков, Е. Крылатов, А. Тимофеевский. М. Танич.
  6. Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика © ООО “Институт новых технологий”. 2004.
  7. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Уроки музыки во 2 классе

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

www.musicandi.ru