Ребенок не хочет идти в детский сад! Что делать? Ребенок в 2 года не хочет ходить в садик что делать советы психолога


Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин

Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить.

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет. Итак, вот какие могут быть причины:

 Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. "Это ужасное место, но тебе придется туда ходить", - как бы транслирует ребенку мать. "Не пойду!" - кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи - а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», - чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

 Дом подталкивает

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы - хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», - чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать - можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», - спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: "как я буду относиться к миру и самому себе?". Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» - так неправильно. Правильно - «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

 Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину - и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут "удобно" - надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

 Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность - непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития - спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», - говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

 Ярлыки

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («Помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении. «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

chips-journal.ru

Ребенок не хочет ходить в садик, что делать: советы психолога

Несмотря на то, что во многих семьях есть возможность оставлять детей под присмотром бабушек и дедушек, садик, всё же, необходим. Именно там ребёнок получает первые навыки общения, без которых привыкание к школе будет гораздо сложнее. К тому же, как бы трудно ни проходила адаптация ребёнка к детскому саду, среди сверстников ему будет намного интереснее, чем дома в четырёх стенах. В садике ребенок получает необходимое ему развитие. Но объяснить маленьким людям все преимущества посещения детского сада бывает очень непросто. Как же быть?

Маленькие манипуляторы

Маленькие манипуляторы

Большинство детей пытаются своим нежеланием ходить в садик и истериками по утрам манипулировать родителями. Да-да, в своём нежном возрасте они уже хотят добиться некоторой власти, установления собственных правил. В этом случае следует мягко, но уверенно «гнуть свою линию» (предварительно убедившись, что вас действительно устраивает и детский сад, и воспитатели). Заранее объясните ребенку, что у него начинается новая пора, что он стал более взрослым, более ответственным, что мама с папой ходят на свою работу, а он – на свою, в садик. Подчеркните, как это важно. Каждый день интересуйтесь, как дела в садике, во что играл ребенок, что ему понравилось в прошедшем дне, похвалили ли его за что-то. Не забывайте сами хватить ребёнка. Малыш будет тянуться к вам, чувствовать родительский авторитет, и, поняв со временем, что манипуляции бесполезны, будет с удовольствием ходить в садик.

Чувствительные дети

Чувствительные дети

Бывает и такое, что ребёнку действительно очень тяжело в детском саду. Таких детей немного, но они есть. Если вы видите, что ребёнок постоянно подавлен, а не успокаивается после «утреннего концерта» и не присоединяется к играм в детском саду, есть серьёзный повод задуматься. Ещё раз убедитесь, что в учреждении всё в порядке и к детям относятся хорошо. Поговорите с воспитателем. Если вы поймете, что дело именно в ребенке, в его слишком тяжелой адаптации, обратитесь к детскому психологу. Возможно, малышу с учетом его особенностей действительно стоит сделать перерыв и попытаться снова пойти в садик спустя какое-то время. Будьте внимательны к своему ребенку!

Фантазируем вместе

Фантазируем вместе

Можно придумать и некоторые «отвлекающие манёвры», которые помогут избежать ребёнку стрессов. Дети еще не привыкли скрывать свои эмоции – нам ведь тоже порой ой как не хочется идти на работу, куда-то рано вставать, но мы привыкли «не ныть» по этому поводу. А дети – совершенно чистые миры – выражают свои чувства, как есть. Попробуйте тоже выразить свои эмоции. «Пожалуйтесь» ребёнку – если бы ты знал, как мне не хочется на работу! Вот было бы здорово остаться дома и делать всё, что захочу! Можно начать фантазировать вместе на тему того, что бы вы могли делать целый день, если бы не надо было в садик и на работу. Ребёнок почувствует вас своим другом, союзником, а за такой непринужденной болтовней можно и дойти до детского сада, только без слёз, а с хорошим настроением. Но никогда не рушьте детские мечты и доверие малыша к вам – пообещайте ребенку, что «день мечты» вы с ним обязательно проведете. И не забудьте выполнить своё обещание – проведите однажды свой выходной так, как вы фантазировали вместе по дороге в садик.

Ребенок не хочет ходить в садик: что делать? Советы психолога можно обобщить тем, что со временем ребенок, как правило, втянется в процесс, если проявить к нему понимание и внимание. А вы с удовольствием будете слушать его рассказы про первые успехи и достижения!

psychologynow.ru

Дочь не хочет ходить в новый детский сад

Вопрос психологу

Спрашивает: НАТАЛЬЯ

Категория вопроса: Дети

25.03.2014

Здравствуйте. Помогите пожалуйста. Не знаю как правильно поступить в моей ситуации. Моей дочке (Ксении) 4 с половиной года. Ходит в сад с 2,4 лет. Адаптация проходила 1,5 - 2 недели. С тех пор ребенок без проблем систематически ходил в сад. Были, конечно, капризы из-за отсутствия настроения или недосыпа, но в целом могу сказать, что ребенку сад очень нравился и ходила она туда с удовольствием. Но недавно мы переехали на новое место жительства и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все таки волновалась и переживала. Поэтому решила, что лучше раньше начну ее готовить. Переехав в новую квартиру, неделю ребенок был дома, так как для нее это был новый дом, новый город. Мы решили посмотреть как она освоится здесь. Все прошло без проблем. Не было ни плача, не истерик - все понравилось (мы с мужем сделали очень хороший ремонт и для детей была отдельная, очень красивая детская комната). Когда пришло время идти в новый сад, ребенок пошел без проблем. Ни плача, ни слез, ни истерик - только хорошее настроение и положительные эмоции. Рассказывала, что воспитатель - хорошая тетя, что подружилась с девочкой Дашей, что спала на красивой кроватке... и т.д. Так мы проходили в сад 4 дня. Но потом произошла история, после которой ребенка как подменили. Уже третий день просто кошмар. Собираясь в сад, я обычно подготавливаю с дочкой одежду, которую она хотела бы надеть. Она сейчас хочет носить только платья и сарафаны. Мы с ней погладили сарафанчик, все подготовили, но на утро, немного не успевали. В тот день деток в сад отвозил муж. И впопыхах я не отдала им сарафан. Заранее позвонив мужу, я попросила его объяснить ей, что сарафан забыли и ей придется побыть в джинсах. И если она уж очень расстроится (а я знала на 100 процент что так и будет) попросила его объяснить, что мы привезем сарафан позже. Он все сделал как я сказала. Естественно она сарафанчик очень хотела одеть и расстроилась. Мы решили все таки его отвезти, тем более что муж был не на работе в тот день, так как переживали, что бы это не оказалось дополнительным стрессом к адаптации к новому садику, воспитателю и коллективу. Когда муж привез сарафан, то увидел дочку, сидящую одну возле окна с краснющими глазами. Воспитателя рядом не было. Увидев папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Еще с вечера начинает просить оставлять ее там на чуть-чуть. У воспитателя спросила, говорит, что очень плакал из-за сарафана и ей пришлось чуть более строго сказать успокоится, так как уговоры на ребенка не действовали. Сегодня привезла ее в сад, в группе вместо воспитателя была музыкальный руководитель. Дочка в сад с очередной истерикой пришла, мол не хочу тут быть. И руководитель тоже говорит, что объясняла ей, объясняла, а она плакала без конца. Тогда она дочке сказала: "Если ты меня не слышишь иди сядь и плачь одна, у меня есть другие дети и ими надо заниматься". Только тогда мой ребенок успокоился. После всего этого они сделали вывод и сказали мне, что мой ребенок социально не адаптирован. Но как такое может быть, если она ходила в сад с 2,4 лет. Имела много друзей и подруг. Абсолютно адекватно реагирует на новых людей, сначала немного стесняется, через 20 минут - полноценное общение. Даже сегодня, я ее попросила извиниться перед воспитателем за то, что она утром плакала, и она без проблем подошла и попросила извинение. Помимо этого они говорят, что моя дочь очень разбалована и вьет из меня с мужем веревки. Они сделали этот вывод после истории с сарафаном. Ребенок расстроился, что мы с ней вместе всю одежду подготовили, а сейчас придется быть в джинсах. У меня есть еще один ребенок, которому 3. И уж точно я не назову себя мягким человеком, я достаточно строга и требовательна к детям. Конечно бывают ситуации, когда я даю слабину, но как правило у меня все - под контролем. Как сейчас себя вести - не знаю. Дочери объясняю, рассказываю, что это с непривычки, что ты освоишься и все будет хорошо, она меня не слышит. Про эту историю спрашивала и у нее. И один на один с ней разговаривала, и в форме игры, и "между прочим" - ребенок ничего плохого не сказал. Как мне поступить и вообще, что делать, чтобы психологическое состояние ребенка осталось в порядке. Извините за такой объемный текст, хотелось, чтобы ситуация была вам максимально понятной. Заранее спасибо за консультацию, очень Вам признательна.

Ответы психологов

Психолог Псков Был на сайте: 6 дней назад

Ответов на сайте: 464     Проводит тренингов: 1     Публикаций: 10

Наталья, спасибо за подробное описание ситуации, т.к., действительно оно описывает всю ситуацию. Но, увы, все рано остаются вопросы.Наверно, оптимально, Вам сходить с девочкой к психологу, который бы прояснил причины такого отношения к детскому саду. Если это по каким-то причинам затруднено, то напишу Вам определенные шаги и предположения.1. Найдите что-то позитивное в детском саду (может, есть ребенок, с которым девочка успела подружиться, может, отвести младшего братика/сестренку в садик, может, показать деткам новую игрушку)2. Поговорите с воспитателем, чтобы она чуть ласковей была к ребенку, а Вы забирайте ее пораньше3. Скажите, что идти в садик все равно придется, и спросите, что поможет ей легче дождаться родителей.4. Поиграйте в детский сад: Вы будете ребеночком, который плачет, а дочка - воспитателем (с одной стороны, очень полезно, если она сама проговорит "успокаивающие" слова, а с другой, Вы узнаете, как на ее слезы реагирует воспитатель и, возможно, поймете причину нежелания ребенка идти в сад)5. Меньше эмоций и переживаний из-за ее слез: да, бывает грустно, но ты знаешь, что мама и папа тебя любят, и придут за тобой. Можно скучать, а можно чем-то занять себя, так быстрее пройдет время.Из письма мне показалось, что Вы, Наталья, очень любящая и думающая мама, а, значит, у Вас все получится.

С уважением, семейный психотерапевт Калинина Румия, Псков

25.03.2014 | 2638

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com

Мальчик 3 года. Не хочет ходить в сад

Здравствуйте, Анастасия! это и есть период адаптации -  и не только ребёнка  в саду, но и родителей (чаще мамы) - здесь важно проявить последовательно и переждать это сложное время - НЕ ЗАБИРАТЬ ребёнка обратно домой - сейчас сын видит, что Вы сами не можете справиться с его поведением,  т.е. сами не чувствуете себя уверенно, а дети видят это и учатся манипулировать. Ему нужно привыкнуть к роли детского сада в его жизни, что это УЖЕ ЕСТЬ и НИКУДА НЕ ИСЧЕЗНЕТ! Вы водите в сад - желательно НЕ затягивать время расставания с Вами - приводите, помогаете переодеться, рассказываете, когда  вернетесь и УХОДИТЕ - чем ДОЛЬШЕ будете с ним находиться, тем тяжелее будет ему это переживать и тем дольше и болезненнее для него будет период адаптации - это не просто разрыв с мамой, это осозание этого отделения - что мама и он ДВА разных и отдельных человека.  Вы можете помочь ему пройти этот период, если САМИ будете спокойны, будете объяснять ему для чего нужен сад ей в жизни и говорить о том, что будет дальше (школа, институт и т.д.), объяснять ему, что он взрослеет, что у мамы есть свои дела, а у него появляются свои - если Вы переждете этот период, то его эмоциональная реакция будет уже спокойнее. После садика проводите время вместе, НО не прилипайте к нему, чтобы он видел, что у мамы есть и СВОИ дела. Со временем запишите его в кружок, чтобы он мог заниматься и чем-то своим, развиваться. Периоды адаптации будут возникать каждый раз после перерыва - например, каникулы или болезнь - НО они будут уже менее продолжительные и меннее острые по эмоциональной реакции. Главное в этот период Вам самой не давать слабину, быть для ребёнка опорой и чувствовать себя самой уверенно - на средце тяжело, НО это Вы делаете для него, чтобы он могла проходить процесс социализации  - сад - это первая ступень, которая стоит перед ребёнком в его жизни, первый коллектив, первые конфликты и ссоры, первая дружба и узнавание себя и других людей - БЕЗ этого этапа остальные для него будут ещё более тяжелыми. Вы не можете никак найти тот подход, который поможет Вам справиться с этим периодом, пробуете разное и не можете подобрать то, что будет работать - это тоже приводит к двойственности. Нужно выбрать ОДИН стиль поведения и ЕГО придерживаться - это основа коррекции поведения ребёнка! Для выработки конструктивного направления стоит изучить те ситуации, которые возникают сейчас, исследовать реакции ребёнка, Ваши, его ответ на Ваши действия.

Анастасия, если у Вас будут вопросы - можете смело обращаться ко мне - звоните - я консультирую родителей по вопросам адаптации детей, их реакций и взависимости от Вашей ситуации подберем рекомендации - буду рада Вам помочь!

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

www.all-psy.com

Ребенок не хочет ходить в садик. Советы психолога Марии Кураевой

Находясь в сладком ожидании и нежно поглаживая животик, вы наверняка представляли себе, как будете отводить своего малыша в детский садик, наряжать его, учить с ним стихотворения и плакать от умиления на первом утреннике. И вот наступил этот торжественный момент, ваш малыш подрос и готов (по вашему мнению) шагнуть на первую ступеньку социального института — пойти в детский сад… 

Все взволнованы, мама больше чем ребенок. Вот она, сказочная детская страна, слышен детский смех и вкусно пахнет манной кашей. Казалось бы, все так просто. А вот и нет! И спустя пару дней мама понимает, что до исполнения её мечты еще как до Пекина на самокате. Ребенок в истерике, мама в истерике, а воспитатель понимающе кивает головой и говорит о каком-то адаптационном периоде. Вы не слушаете его, потому что в голове у вас одна простая мысль:

Как уговорить ребенка ходить в садик?!

Адаптация — естественный процесс приспособления организма к новым условиям. Вспомните ощущение, когда в сорокаградусную жару вы ныряете в прохладную воду. Вначале она кажется вам такой холодной что бррр, и только потом вы привыкаете, вам становится комфортно и не хочется выходить. Вы адаптировались. Подобное происходит с маленьким ребенком. Из тепла родительского дома, из-под крылышка мамы его беспощадно оторвали и оставили в уютном, но совсем ему не знакомом и пугающем месте. Кто бы не испугался?

Часто бывает, что первый день в детском саду ребенок проводит с огромным удовольствием, спокойно отпускает маму на работу, изучает игрушки, слушает сказки и даже кушает. И мама расслабляется, думая, что все отлично, адаптировался. Не тут-то было! На другой день наблюдается противоположная реакция, ребенок истерит по любому поводу, «прилипает» к маме и не дает ей уйти. После нескольких попыток воспитателю таки удается оторвать плачущее создание от юбки, и унести его в группу, захлопнув дверь перед носом растерянной мамы.

Мама в шоке, малыш в шоке. Он может продолжать плакать в садике, может успокаиваться. Здесь все зависит от индивидуальности ребенка и от профессионализма воспитателя. Процесс адаптации у детей младшего возраста может длиться от 1 недели до полугода. Это очень пугает родителей, но именно они должны сохранять спокойствие, чтобы помочь своему маленькому сокровищу адаптироваться в этой новой для него социальной сфере.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Отечественные и зарубежные педагоги считают, что наилучший возраст для начала посещения сада — 3-4 года. В Европе детские сады функционируют с 3 до 6 лет (до трех лет существуют ясли). В данный момент большинство детских садов в России также принимают детей только с 3 лет. Еще не так давно во всех детских садах функционировали младшие группы (от 2 лет), сейчас же далеко не все садики работают с детьми младшего возраста. Так когда же лучше начать?

Дети 2-х лет намного быстрее привыкают к детскому саду и меньше капризничают. Но есть и обратная сторона медали — иммунная система еще недостаточно сильна, и ребенок все еще отождествляет себя единым с матерью организмом. Оторвав двухлетнего (а то и меньше) малыша от матери, можно нанести ему серьезную психологическую травму. И опасность в том, что вы можете даже этого не заметить из-за отсутствия слез и капризов. Что же делать?

  1. Хорошо взвесьте все «за» и «против» детского сада. Действительно ли есть необходимость отдать двухлетнюю кроху в детский сад? Если мама работает, лучшей альтернативой была бы бабушка. Если вы отдаете в сад для общего развития — стоит подождать трех лет.
  2. Если вы отдали малыша в садик, то все свободное от сада время старайтесь проводить вместе с малышом, играйте, гуляйте. Малыш должен чувствовать, что вы вместе, что вы его любите и вы по-прежнему единое целое.
  3. Если малыш заболел, ни в коем случае не ведите его в детский сад. Это плохо как для него, так и для других детей. Лучше остаться дома.
  4. Возьмите у воспитателя или перепишите в раздевалке распорядок дня. В те дни, когда ребенок остается дома, старайтесь следовать этому распорядку, чтобы ребенок побыстрее к нему привык.

Адаптация детей трех лет

В три года ребенок уже значительно отличается от своих младших товарищей. Как правило, в этом возрасте наступает знаменитый период «я сам», именуемый страшным словом «кризис трех лет». В это время малыш начинает осознавать себя отдельно взятой личностью, со своими желаниями, потребностями и эмоциями. Он больше не часть мамы, мама это не весь мир, хотя она остается самым важным и дорогим ему человеком. Это оптимальный момент для начала посещения детского сада. Но тут монета может пасть любой стороной. Ребенок может легко и просто влиться в коллектив своих сверстников, а может впасть в глубочайший кризис, изводя своих родных и воспитателей бесконечными криками и истериками. Почему так происходит?

  • Несмотря на то, что малыш осознал себя отдельным от мамы человеком, он чувствует себя полностью зависимым от нее. Поэтому ему так страшно отдаляться на расстояние, где мама теряется из поля зрения. Он испытывает страх от того, что не знает, вернется ли мама или нет. Он не уверен.
  • Новый режим, новые правила, новые люди воспринимаются маленькой бунтующей личностью как враждебные. Он протестует.
  • Мамы больше рядом нет, а с другими он боится позволить себе «лишнего». Кто же еще, кроме мамочки кинется исполнять все его капризы и пожелания? Никто. Значит: «МА-МУ! МА-МУ!»

Это частые, но далеко не все причины слез и агрессии трехлетнего ребенка. Все дети разные, причины у каждого свои. Общее только то, что период адаптации у всех проходит достаточно болезненно. На фоне нервного стресса понижается иммунитет, возможны частые простудные и вирусные заболевания

Советы родителям по адаптации в детском саду для любого возраста

Чтобы период адаптации протекал как можно спокойнее и незаметнее, начинать привыкать к садику нужно еще задолго до первого дня посещения. Тем самым вы подготовите ребенка физически и морально и упростите себе жизнь.

  1. Заранее ознакомьтесь с распорядком дня в вашей группе и старайтесь следовать ему дома до начала посещения детского сада. Даже если не работаете, вставайте пораньше и ложитесь пораньше. Изменение режима сна — одна из основных причин истерик у детей. Лучше начать привыкать заранее.
  2. Ознакомьтесь с меню питания в детском саду, старайтесь кормить ребенка дома как в садике: на завтрак каши, на обед суп и второе. Ужин, как правило, не так важен. Очень часто (что греха таить) мы кормим наших детей неправильно, уж не говоря о несоблюдении режима. Воспитатели в садах жалуются, что дети не привыкли есть супы и каши, зато хлеб они съедают весь и сразу, запивая его напитками. О чем это говорит? О том, что дети, в основном, питаются дома «сухпайком», и привыкли перекусывать. Чтобы у вас не возникла подобная проблема, приучайте ребенка к здоровой и правильной пище.
  3. Заранее познакомьте ребенка с детским садом. Попросите у заведующего разрешение приводить ребенка гулять на площадку, когда выходят группы детского сада. Так, находясь рядом с вами, малыш ознакомится с местностью, а также познакомится с воспитателями и детьми заранее. Когда настанет момент, и вы оставите его одного — он будет узнавать знакомую ему местность и людей, что значительно смягчит первую реакцию.
  4. Часто говорите с ребенком о садике. Рассказывайте, как там интересно. Как там дети поют, играют, танцуют. Сколько там игрушек. А какие там праздники, подарки. Завлекайте, интригуйте. Рассказывайте ребенку о своем собственном позитивном опыте в детском саду. Очень хорошо, если у вас есть старший ребенок, посещающий детский сад. В таком случае младшие дети уже заранее «завидуют» своим старшим братишкам (сестренкам), и им не терпится уже вступить в эту «взрослую» жизнь.

Что делать, если ребенок плачет в садике?

Адаптационный период может длиться довольно долго. Но, как правило, детям достаточно 1 месяца, чтобы успокоиться и привыкнуть к новой жизни. Если ваш ребенок собирается в сад со слезами, которые не прекращаются даже в садике, то вам помогут некоторые советы:

  1. Никогда не ругайте ребенка за то, что он плачет. Плач — это естественная реакция организма на стресс. Поверьте, гораздо страшнее, когда дети замыкаются в себе и переживают своё немое горе без слез.
  2. Никогда не отзывайтесь негативно о детском саде или о сотрудниках сада в присутствии ребенка.
  3. Никогда не пугайте ребенка садиком: «Будешь орать, в садик тебя отправлю». Так посещение детского сада воспринимается, как наказание. А разве можно полюбить то место, куда ссылают для отбывания наказания?
  4. Никогда не угрожайте: «будешь орать — я тебя вообще не заберу». Дети в это верят и для них это самый большой страх. Страх, что мама не вернется больше. А своими словами вы лишь подтверждаете, что его опасения не напрасны, а вполне реальны.
  5. Постоянно спрашивайте у ребенка про садик: как зовут деток? что они делают? с кем играют? какие игрушки есть в саду? Эти вопросы пробуждают желание ответить. И если ребенок затрудняется, на другой день он захочет добыть эту ценную информацию, чтобы порадовать маму.
  6. Если ребенок плачет при расставании, то, возможно, лучше, чтобы в детский сад его отводил тот человек, с кем ребенку проще расстаться. Пусть это будет папа или бабушка или старший ребенок. Часто именно фигура удаляющейся матери приносит больше огорчения, чем весь день пребывания в саду.
  7. Стройте с ребенком планы на то, что вы будете делать после садика. Например: «Я приду и заберу тебя, когда ты поужинаешь, и мы сразу пойдем в кафе есть мороженое!». В этой фразе содержится важная для ребенка информация. Он знает, когда его заберут (когда поужинает) и знает, что после этого вы пойдете есть мороженое (или в парк, или к бабушке). Неважно, куда вы пойдете, важен тот момент, что у вас есть конкретные планы, а это значит, что мама ТОЧНО придет и заберет его. Так дети чувствуют себя спокойнее и увереннее.
  8. Старайтесь не забирать ребенка позже. Дети пугаются и расстраиваются, когда остаются одни. Тот момент, когда за всеми приходят, а за ними нет, приводит их к размышлениям: «А вдруг за мной так и не придут?»
  9. Каждый детский сад выпускает методичку для мам по теме адаптации в группе. Это может быть папка-передвижка в раздевалке группы, может быть распечатанная методичка, которую воспитатель раздает на первом родительском собрании. Почитайте ее, не игнорируйте.
  10. В некоторых детсадах есть штатный психолог. Это специалист, который каждый день сталкивается с аналогичными проблемами. Пообщайтесь с ним. Он выслушает, даст совет и проследит поведение вашего ребенка.

Взаимодействуйте с детским садом, его сотрудники — ваши друзья и помощники. И поверьте, вскоре все слезы и истерики останутся в прошлом. Удачи вам.

www.silavolya.ru

Ребенок не хочет идти в детский сад! Что делать?

Ребенок не хочет идти в детский сад! Что делать?

5 (100%) 1 vote

Каждый ли малыш должен любить посещать детский сад? Что делать, если Ваш ребенок ребенок не хочет идти в детский сад, закатывает истерики и заявляет, что больше туда не вернется? Давайте попробуем разобраться в ситуации.

Есть ли такой диагноз, как «несадиковые дети»?

Если вспомнить поговорку, что человек способен привыкнуть ко всему, становится ясно, что и малыш, при определенных усилиях со стороны взрослого, может привыкнуть в детскому саду. Вопрос лишь в том, насколько захотят этого родители и как много приложат своих сил и времени.

Адаптация детей к обществу: категории

Существует несколько категорий детей, в зависимости от способа адаптации в дошкольном учреждении.

  • Первые проявляют свои эмоции через нервный срыв. Очень часто такие дети по многу болеют.
  • Вторая группа явных признаков такого напряжения не проявляет, она лишь начинает к этому стремиться.
  • Третья группа самая универсальная. Такие дети с удивительной легкостью приспосабливаются вразличным коллективам и новшествам, в том числе и к детскому саду.

Более половины всех детей относятся либо к первой, либо ко второй группе. Разумеется, это не означает, что все они не смогут «прижиться» в детском саду. Чаще всего, когда ребенок не хочет идти в детский сад, его проблемы можно разрешить.

Разумеется, детский садик является стрессом для крохи, однако с трудностями необходимо бороться, причем совместными усилиями. Подобные сложности в большинстве случаев случаются из-за неготовности к переменам и совершенно другому, незнакомому образу жизни. Готовиться к детскому саду психологи советуют заранее.

ваввар

Почему ребенок не хочет идти в детский сад?

Предположим, несмотря на то, что Вы изо всех сил помогали ребенку адаптироваться, но Ваш ребенок не хочет идти в детский сад. Есть несколько причин подобного протеста.

  • В некоторых случаях проблема кроется в не достижении крохой положенного возраста, такого, когда он будет морально к этому готов.
  • Это может быть ввиду неудачного опыта хождения в ясли. Дело при этом даже не в поведении ребенка, а в его условном рефлексе. Какого бы возраста ни был ребенок, его подсознание помнит, что при схожих обстоятельствах он чувствовал себя неуютно. Если это Ваш случай, желательно отложить поход в детский садик на некоторое время. Минимум на полгода. Можно за это время ненавящиво начать знакомить чадо со всеми прелестями жизни в коллективе.
  • Присмотритесь к малышу: какой у него темперамент? Поскольку это врожденная особенность человека, изменить ее не получится, однако можно незаметно подавить. Если Ваш малыш по темпераменту холерик или флегматик, ему придется несколько сложнее.

Ребенок не хочет идти в детский сад Советы психолога

Существует несколько правил для мамы, чей ребенок не хочет идти в детский сад.

  • Наблюдение. Всегда следите за тем, с кем малыш общается, расспрашивайте воспитателя о том, как прошел день у всей группы, в том числе, у Вашего малыша.
  • Если Вы пришли к выводу, что сложности, вызванные посещением дошкольного заведения, связаны с темпераментом ребенка, обязательно сообщите об этом воспитателю. Поясните, что поведением малыша обусловлено его характером.
  • Проявите твердость. Вы обязательно должны убедить воспитателя, что, к примеру, если кроха флегматик, подгонять его и ругать нельзя, так как малыш в этом не виноват.

Бывают ситуации, когда воспитателя не переубедить и ребенок не хочет идти в детский сад по совершенно определенным причинам. К сожалению, в этом случае придется, ради блага Вашего чада, поискать более внимательного и отзывчивого педагога.

Также можно постараться присмотреться к себе. Зачастую дети похожи на родителей и, если, предположим, Вам неуютно в шумной и незнакомой компании, то почему Вы требуете этого от ребенка?

Есть некоторые категории детей, которых действительно лучше оставить дома.

  • Ослабленные ребятишки, которые подвержены частым заболеваниям.
  • Дети с врожденными заболеваниями. Возможно, лучшим вариантом будет выждать некоторое время, так как такие дети гораздо медленнее сверстников приспосабливаются к неизвестным условиям.

Если Ваш ребенок не хочет идти в детский сад, первым делом постарайтесь присмотреться к ребенку. Быть может, он сам Вам даст все ответы на возникшие вопросы. Например, попробуйте ему предложить нарисовать садик и внимательно рассмотрите и проанализируйте детский рисунок — очень часто там можно найти ответ на вопрос, почему ребенок не хочет идти в детский сад.

 

clubladycharm.ru

Ребенок не хочет ходить в детский сад

Вопрос психологу

Спрашивает: Оля

Категория вопроса: Дети

24.07.2014

Здравствуйте! Меня зовут Ольга. У меня такая проблема : ребенок не хочет ходить в детский сад. Девочке 2 года 9 мес, только начала ходить в сад и каждый поход сопровождается очень сильными истериками, ни на какие уговоры не поддается. Мне приходится ее либо тянуть насильно, либо на руках нести, потому что сама не идет даже. По ее словам, воспитательницы хорошие, в садике хорошо, а плачет лишь потому, что сильно скучает по маме. Я совсем в растерянности. Не знаю как уже уговаривать. Но каждый поход - это мучение для нас обеих. Я оставляю ее на 2-3 часа , и когда забираю, то она нормально себя ведет, не плачет. Но как сделать так,чтоб она ходила туда с радостью? Буду очень благодарна,если вы поможете мне решить эту проблему.

Ответы психологов

Здравствуйте Оля! Чтобы ребенок шел в детский сад с радостью необходимо время и терпение, перед детским садом можете отвлечь его, предложить ему пойти с его любимой игрушкой в детский сад, только объянить, что игрушка очень хочет познакомиться с воспитателем и детьми, возможно ребенок может отвлечься от своих переживаний. Также старатеь больше говорить хорошего о воспитателе, старайтесь уменьшить количество времени, которое тратится на расставание, и постепенно все нормализуется! Желаю удачи!

 

Топольскова Альбина Николаевна, психолог Геленджик

Голощапов Андрей Викторович

Психолог Москва

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам

Вам нужно обязательно посмотреть  это видео

https://video.yandex.ru/users/kengarags-ru/view/10

И обязательно почитать методичку, которую можно скачать на этом сайте

http://shkola-roditelei.blogspot.ru/p/blog-page_22.html

Это вам обязательно поможет.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Овсяник Людмила Михайловна

Психолог Минск

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам

Оля , загляните СЮДА

Овсяник Людмила Михайловна, психолог Минск

Голышева Евгения Андреевна

Психолог Воронеж

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам

Оля, побудьте сами с ребенком в детском саду какое-то время! Может быть, сначала полностью, потом сокращайте. Проблема не в детском садике, а в том, что дочка не привыкла отпускать маму и боится быть без нее. Вам стоит ее просто туда наименее травматично адаптировать, дать ей уверенность, что совсем скоро вы придете за ней. Это скорее о вашей глубокой связ с ней говорит, нежели о проблемах.

Голышева Евгения Андреевна, психолог Воронеж

24.07.2014 | 2820

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросыБесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

www.all-psy.com