Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений. Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание во 2 классе


Минобрнауки определило нормативы на выполнение домашнего задания — Российская газета

Минобрнауки решило особо прописать в одном из официальных документов для школ количество времени, которое должно отводиться на домашние задания.

В первом классе их вообще нет, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 - два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день. При этом трудные учебные предметы, по которым в школе обычно много задают, не должны стоять в расписании в один день. Проще говоря, не может в один день быть химия, биология, физика, математика.

Это же самое, к слову, говорится в СанПиНах, которые вступили в силу еще в 2011 году. Зачем понадобилось снова напоминать школам правила? В минобрнауки "РГ" рассказали, что в последнее время в министерство поступает много жалоб от родителей на большой объем домашних заданий и нагрузку в школе.

- Министерство вынесло на общественное обсуждение проект изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, прописав в нем требования, утвержденные СанПиНом, чтобы обратить особое внимание школ на объем допустимых нагрузок, - пояснили "РГ" в минобрнауки.

Проблемы с "домашкой" действительно есть. Между школами идет конкуренция за гранты, субсидии, результаты ЕГЭ и место в рейтингах. В этом году обязательный мониторинг пройдет даже в начальной школе . Естественно, никому не хочется быть в двоечниках. Учителя утроили усилия на уроках и прибавили домашнее задание.

Есть школы, где за выполнение домашних заданий с детей в продленке берут деньги и считают это дополнительной услугой.

- Иногда учитель думает: чем больше он задает, тем лучше. Домашние задания нужны, но нужна и их регламентация. Полно учителей, которые бессмысленно много нагружают детей. Не должен ребенок сидеть за уроками по шесть часов в день! - высказывает мнение заместитель директора знаменитой московской школы N57 Борис Давидович.- Но я бы определял домашнее задание не по времени, а по объему материала: сделали в классе четыре примера - на дом больше шести давать нельзя.

В 57-й физико-математической школе задачу на дом ученик может решать целый день или неделю. "А иногда и всю жизнь!" - шутит Борис Михайлович.

- Мы перешли на пятидневку, чтобы разгрузить детей, - говорит директор школы N17 Брянска Ирина Голикова, - стараемся на выходные дни давать меньше заданий. Вторая смена учится до семи часов вечера, и уроки обычно дети делают утром". "Получается, без родителей? - уточняю. - Как это сказывается на успеваемости?" - "У нас одна из лучших школ!"

А так ли уж нужны домашние задания? Когда-то в XIX веке по этому поводу уже разгорался спор, но "домашка" устояла. В 1917 году ее отменили и вернулитолько в 30-х годах прошлого века. Сейчас некоторые эксперты снова задаются вопросом: если мы говорим о переходе на школу полного дня, отказываясь от жестких рамок ведения урока, может, действительно пора отменить и домашнее задание?

Мнение

Ирина Ильина, мама третьеклассника, профессор РГСУ:

- Сын тратит на уроки столько же времени, сколько некоторые студенты на подготовку к семинару - около двух часов. Но семинар - раз в неделю, а уроки - каждый день.

rg.ru

Родительское собрание на тему " Домашнее задание во 2 классе"

Родительское собрание «Садимся за уроки»

Беседа по теме собрания.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?

Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

С чего же начинать? С выработки привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий .

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в магазин или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно.

Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать?

Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась.

Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно “повесить” на уставших после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а “пальто”- это словарное слово и всегда пишется через “а”. Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика!

Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?

Как правильно организовать учебную работу дома, ведь эта задача двоякая. С одной стороны, нужно по­мочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приго­товления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию по­играть или погулять, сформировать умение быстро вклю­читься в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем тем­пе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или ка­кие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Часто приходится слышать от родителей: «Мой Петя сидит за уроками 3—4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса».

Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

Если мы воспользуемся приглашением Петиной мамы, то сможем пронаблюдать, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, рабо­тает... Но нет, оказывается. Вот куда-то подевались ручка и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в днев­нике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по матема­тике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут...

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу... Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика...

На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

—дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

—один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

—дважды, отрываясь от работы, прислушивался к раз­говору взрослых в соседней комнате;

— один раз доставал из стола альбом с рисунками и листал его, да и порисовать успел.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради...

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затра­ченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с тол­ком, сколько и положено ученику 2-го класса.

Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за при­готовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признава­лись, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у ко­торых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической рабо­те начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекал от занятий.

Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное?

Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школь­ника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бы­вает достаточно усесться за привычный стол, как само со­бой приходит рабочее настроение, возникает желание при­ступить к работе

Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учеб­ники, тетради, дневник — справа. Все, что уже не понадо­бится, тут же укладывать в портфель или в другое опреде­ленное место.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения ка­ких заданий необходимо начинать: с устных или письмен­ных, с трудных или легких, с интересных или скучных?

Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудно­сти выполняемой работы и путем сравнения сложности за­даний, выполненных ранее и выполняемых сегодня, поста­раться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изу­чаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым — трудное или легкое.

С самого начала ребенок должен осознавать, что в приго­товлении уроков может и должна быть своя внутренняя ло­гика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика.

Когда у ребенка накопится собственный опыт выполне­ния домашних заданий, то можно будет ему посоветовать становить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособнос­ти. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньше­го умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умствен­ной работы.

Решение родительского собрания:

1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.

2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, спо­собствовать развитию их познавательной активности.

4. Учить детей выполнять домашние задания см., пользуясь памятками: «Садимся за уроки» и «Как при­учить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

«Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индиви­дуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и на­блюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, ког­да вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище

6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его зада­ниями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обмени­вайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ре­бенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребен­ку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему избежать данных ситуаций.

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков.

Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока зада­ние не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Математика

Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

Работу над задачами по математике начинайте с «папки знаний». Ребенок, прочитав текст задачи, должен найти подходящую схему в папке. Учите читать и представлять задачи как происшествия. Выберите опорные (главные) слова, с которыми соотносятся числа условия задачи. Запишите кратко условие, сверьтесь со схемой. Подчеркните главный вопрос задачи. Выясните, хватит ли данных для ответа на главный вопрос. Требуйте обоснования выбранного действия. При получения промежуточных и конечного ответа ребенок должен вписать полученное число карандашом в краткую запись условия задачи. Письменную работу в тетрадях начинайте с письма показов.

Каждый день повторяйте состав чисел в пределах 18. Не забывайте правила в «папке знаний»!

Чтение

Один раз ребенок читает вслух, затем про себя. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочи­танное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Ответьте на вопросы в учебнике (в конце текста).

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точ­ность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколь­ко раз не перечитывайте. Это скучно.

Русский язык

Начинайте выполнение домашнего задания с темы урока. Поработайте над правилом данного урока; вспомните правила, которые понадобятся для выполнения данного упражнения. Обращайте внимание на выполнение упраж­нения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполне­нии ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сер­дитесь на своего ребенка и не злите его.

Каждый день повторяйте правила в «папке знаний», словарные слова (орфографически). Не забывайте о показах в тетрадях, с которых нужно начинать письменную работу!

Окружающий мир

Ребенок читает текст в учебнике вслух, затем про себя. Пусть попытается ответить на вопросы к данному тексту. Выучите правила. Затем ребенок должен пересказать прочитанное.

«Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 1О минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работа­ешь, должно быть тихо.

4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загряз­ненный лист бумаги.

5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.

9. Убери со стола все лишнее.

10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. От­крой учебник...

infourok.ru

Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,

в 4 - 5 классах - 2 ч.,

в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,

в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы - время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

- начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

eduface.ru

Домашнее задание по нормативам |

Школьники слишком много времени проводят за подготовкой к урокам. Согласно последнему  исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, российские дети — на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания. В среднем у ребенка уходит на него около 10 часов в неделю.

Однако исследователи отмечают, что ситуация все же постепенно улучшается. В 2003 году, например, юные россияне занимались самоподготовкой 13 часов в неделю. Опережают россиян по домашней работе только китайцы — 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии — 4, в Америке — 6.

Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки:Мы в последнее время получаем довольно много обращений со стороны родителей, прежде всего о том, что дети перегружены домашними заданиями. И родители говорят, что дети, действительно, много времени, вплоть до позднего вечера, тратят на выполнение домашнего задания. Здесь, конечно, нужно учитывать, что это не более, чем рекомендации, потому что каждый ребенок уникален и учителя должны быть готовы к тому, что для каждого из ребят нужно все-таки индивидуализировать объемы домашнего задания. Нагрузка должна распределяться равномерно. То есть, чтобы не было так, что один день у ребенка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна и потом не высыпается, возникает утомление, стресс и так далее.

Ведомство провело анализ и выработало рекомендации по ограничению времени, которое школьник тратит на выполнение домашнего задания. Как поясняют в Минобрнауки, рекомендованное предельное время для выполнения домашних заданий существовало всегда. Лимиты уже несколько лет прописаны в Санитарных нормах и правилах (СанПиН). Однако, поскольку с каждым годом количество жалоб от родителей о нечеловеческих нагрузках на детей прогрессирует, для наглядности нормативы решили продублировать и в специальном ведомственном приказе.

Маргарита Порошина, мама ученицы 8 класса:Не думаю, что если появится приказ, учителя будут задавать меньше. У них тоже есть программы и блоки, которые они должны выдать, поэтому огромное количества материала детям надо перерабатывать самим, иначе не успеют весь объём усвоить. Сначала надо опрограммы пересмотреть школьные. У меня дочь ежедневно на домашние задания тратит не менее 5 часов.

Настя К.,ученица 7 класса:Я с математикой — «не дружу», поэтому иногда приходится решать задачки больше часа в день, в выходные могу дольше посидеть за заданиями. По другим предметам делаю быстрее. Не скажу, что каждый день сижу по-долгу. Бывают дни, когда 2-3 часа уходит на подготовку, а бывает и за полчаса делаю.

В проекте приказа Минобрнауки говорится, в частности, что затраты времени на «домашку» не должны превышать: во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа.  Особое внимание уделяется первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий. А на уроках не ставить «балльные» оценки.

Ирина Жукова,учитель математики МБОУ СОШ №10, г.Куйбышева:По идее, домашнее задание должно составлять не более одной трети от материала, что изучили на уроке. Мы пытаемся более гибко подходить к количеству задаваемого, стараемся не задавать перед праздниками и после контрольных. Но если появится такой приказ, то придётся вновь пересматривать расписание, считать — пересчитывать нормативы. Думаю, что это всё опять ляжет на плечи учителей и завучей.

До 4 марта проект документа будет  проходить общественное обсуждение. Пока большинство родителей новшество одобряют.

Екатерина Клинг,педагог-психолог  Областного центра диагностики и консультирования:Время выполнения домашнего задания ребёнком совершенно индивидуально. Если есть особенности развития, семейной ситуации, то нормы могут быть и другие. Важна помощь  со стороны родителей. Есть определённые плюсы в таком документе. Те родители, которые всегда помогают ребёнку, будут знать, сколько времени необходимо проводить  за выполнением домашнего задания. Видя нормативы, поймут, что большего требовать и не надо.  Если же увидят, что ребёнок не укладывается в отведённое время, то, возможно,  больше будут обращаться к специалистам за помощью, к тем же психологам и логопедам.

 

Сколько времени ваш ребёнок тратит на выполнение домашнего задания?

Ещё по теме:

А ты готов к труду и обороне?

8plus1.ru

Как планировать домашнее задание? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Таймменеджмент – или умение управлять своим временем – давно стал одной из ведущих компетенций современного человека. Ребенку справиться с планированием сложнее всего, особенно, если родители перестают контролировать каждый его шаг. И это правильно! Формирование самостоятельности – необходимое условие взросления.

Подготовка домашнего задания – головная боль и ребенка, и родителей, и учителей. Ребенок ничего не успевает или все забывает, родители узнают о том, что подготовить поделку к завтрашнему уроку технологий надо в 10 вечера, а учителям может оказаться просто нечего проверять на следующем уроке.

Мы подготовили для вас материал, посвященный составлению плана и работе над домашним заданием. А в конце статьи вы сможете скачать два ярких недельных планировщика, которые помогут ребятам распределить нагрузку и сделать домашнее задание качественно и в срок.

Планируем и настраиваем время для выполнения домашней работы

Определите, сколько времени на выполнение домашней работы есть у вашего ребенка после школы. 

Например: 2 часа в понедельник, 3 ­часа во вторник, час – в среду. 

Напомним! Министерство образования определило количество времени, которое должно затрачиваться ребенком на выполнение домашнего задания. В первом классе домашней работы быть не должно, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах - два часа, в 6-8 - два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день.

Расписание поможет вам точно понять: когда и что можно будет запланировать. В те дни, когда у школьника дополнительные занятия, например, музыкальная школа, английский или борьба – времени точно будет меньше, и это стоит учесть.

В большом масштабе планировщик можно будет скачать в конце материала. 

Подумайте: нельзя ли использовать утро?

Если ребенок в конце дня сильно устал, то однозначно не стоит заставлять его выполнить все в режиме "не сделал – не ляжешь". Перенесите задание с вечера на утро. Со старшеклассниками такая система работает на ура, как и со студентами: пусть ребенок ложится спать, но поставит будильник на час или полтора раньше. С утра мысли будут свежими, а энергии хватит на осознанное чтение главы и даже решение задач.

Время в пути

Если ребенок добирается до школы на общественном транспорте, значит, у него будет дополнительное время на подготовку. Но этот пункт ни в коей мере нельзя назвать обязательным или даже позитивным, только запасным. Писать в тетради, находясь в качающейся маршрутке или трамвае, абсолютно невозможно, а вот прочесть еще раз нужный параграф ­– вполне.

Волшебная пятница

В пятницу особенно хочется после окончания уроков больше не заниматься ничем. Но это действительно волшебное время, которое стоит использовать по-максимуму. Впереди выходные и возможность выспаться, что добавит несколько очков в копилку хорошего настроения.

Не надо ждать вечера воскресенья, чтобы в печали сесть за домашнюю работу. Лучше постараться сделать ее всю вечером пятницы. Так ребенок освободит себе все выходные, а вместо двух дней, загруженных примерами, чтением и составлением таблиц, получит два дня свободного для хобби и любимых книг времени.

Выясняем, что нужно сделать и какие для этого необходимы ресурсы

Составьте список

Первым делом необходимо составить список всего, что придется сделать на этой неделе. Эссе, задачи, игра в футбол в четверг, дополнительные задания с курсов по иностранному языку ­– абсолютно все. Так будет легче узнать, как лучше «раскидать» все необходимое по дням. Если выдается относительно свободный день, лучше запланировать на него подготовку несрочного (например, с понедельника на четверг) задания, чтобы в среду не лечь спать за полночь.

Точные формулировки задания

Очередное «Саша, привет! А что нам по математике задали, а то я не записал?» означает лишь одно: расход драгоценного времени. Приучите ребенка всегда записывать все целиком.

Также планируя домашнее задание, лучше воспользоваться следующей таблицей (скачать ее в большом масштабе можно в конце материала):

  • Предмет (русский или алгебра)

  • Задание (конкретный текст учителя)

  • Формат (эссе, презентация, проект)

  • Особые детали (чем можно воспользоваться, двойной лист или одинарный, какими цветами)

  • Сроки (когда нужно сдать)

 

Время на выполнение

Оцените, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного задания. Лучше быть реалистичным и закладывать больше, чем меньше. Если ребенок справился с заданием раньше – можно вознаградить себя перерывом или начать выполнять следующую часть, чтобы закончить раньше. Такая игрофикация ­– «борьба» с самим собой – отлично мотивирует.

Расставить приоритеты

Если вы точно знаете, что с сочинением придется повозиться дольше, чем с примерами, то лучше начать с примеров. Да, опытные таймменеджеры советуют сначала «съедать лягушку», то есть делать самое неприятное, но с уроками это не пройдет. Ребенок расстроится, измучается и у него пропадет все желание делать что-либо еще.

Предлагаем такой план: сначала пишем структуру сочинения, то есть опорные точки повествования, пока мысль свежая. Потом решаем примеры  или задачи (алгебра, физика, химия – то, что входит в список любимых предметов). А потом с чувством гордости за себя приступаем к написанию сочинения, схема которого уже готова.

Сверяемся

Расписание лучше всего повесить на видном месте, а на смартфон, который есть в кармане почти любого школьника, поставить напоминания о времени выполнения самых важных заданий. Каждый раз, когда появится желание полистать ленту ВКонтакте или поиграть в компьютер, лучше свериться с расписанием. Наличие расписания, но полное нежелание ему следовать – сведет к нулю все усилия.

 

 

 

rosuchebnik.ru

Сколько часов в неделю тратят ваши дети на выполнение школьного домашнего задания?

Учусь я в 10 классе Гимназии, следовательно задают очень много устных предметов. Так как всё еще есть надежды на золотую медаль закончить, делаю все домашние задания добросовестно, чтобы не испортить себе оценки. Сложнее всего делать домашние задания по историям (история России и всеобщая) и обществознанию, потому что учительница очень требовательная, и, если хочешь получить хорошую оценку, должен мало того выучить подробно параграф (а очень часто и два), который был задан на дом, но и хорошо знать весь пройденный материал. Если учитывать, что ее предметов нет только в среду, то я каждый день трачу очень много времени только на эти уроки. Если задан просто параграф и вопросы после него - 1-2 часа, а если нужно к самостоятельной работе подготовиться (а они либо через урок, либо через два), то не меньше 3,5 часов, а обычно 3,5-5. Ну плюс еще 40 минут-1,5 часа делаю алгебру или геометрию. По литературе, которая у нас каждый день кроме пятницы, задают либо читать страниц по 40-60, либо стих выучить (это самое простое, что может быть, но обычно к стихам еще что-то задают), либо сочинение написать (а я с черновиком только 3-4 часа сижу, да и не только я. Все, кто хочет получить хорошую оценку, по столько пишут, но сочинения никогда не задают на следующий день, ну, обычно дают 3-4 дня, чтобы написать, но на дни, которые дают для написания сочинения, все равно что-то задают, поэтому почти все пишут сочинение в последний день). В итоге на литературу 1,5-2 часа в день уходит, если не задано сочинение. Ну, на физику, русский, биологию, английский, информатику, химию и географию, если нет самостоятельных или контрольных, я трачу минут по 10-30. Если самостоятельные намечаются, то к русскому, химии и информатике никогда не готовлюсь, по физике и английскому 0,5-1 час на подготовку, а по биологии и географии 1,5-3 часа (зависит от тем и объема). По МХК мы делаем проекты. Это занимает очень много времени (5-10 часов), но это всего 1 раз за полугодие. Ладно хоть по ОБЖ ничего не задают, ну, если самостоятельная, то я в школе обычно учу. :)

Могу рассказать, как проходит моё воскресенье. Встаю примерно в 8-9, около 10-11 за уроки сажусь и делаю в лучшем случае до 20:00, но могу и до часу ночи просидеть, ну, минус часа 2-3,5 на еду и небольшие перерывы. Просто в понедельник электив по истории России, а по нему задают раза в 3 больше, чем просто по уроку. Обычно это 30-60 страниц А4 текста, набранного 12 шрифтом, который лучше еще и законспектировать + какие-нибудь термины или даты (30-80 шт.) к самостоятельной. В итоге с элективом сижу не меньше 4 часов, а иногда и по 7. А потом еще и другие предметы делаю. Времени больше ни на что не остается. 

В школе заканчиваем в 14:00-15:00 (зависит от того, сколько уроков: 6 или 7), потом еще часто какие-то мероприятия: либо мы ответственные за проведение концерта, либо какие-то игры и конкурсы и нас заставляют идти, потому что мы "10 класс и должны быть лучшими и во всем участвовать", а потом говорят, что мы должны высыпаться, делать домашние задания, участвовать в олимпиадах (и побеждать в них), писать исследовательские работы и обязательно готовиться к ЕГЭ. Ах, да, мы же еще должны помогать родителям, гулять и ходить в какие-нибудь кружки и секции (мы же должны развиваться не только в школе)... Мне кажется, или они не понимают, что всё это просто несовместимо?!

Я только на домашние задания в неделю трачу около 30-50 часов (зависит от того, что задают), а надо бы еще и к ЕГЭ начинать готовиться...

Короче говоря, я уже устала от всего этого

thequestion.ru

В 9 классе 3 часа, в 5-м — два. Министерство расписало, сколько времени дети потратят на "домашку"

На Национальном образовательном портале появилась информация о том, сколько времени в каком классе детям нужно тратить на домашнее задание. Дольше всего учить уроки должны ребята в 9−11 классах — три часа, меньше всего второклассники — 1,2 часа.

Фото Дмитрий Брушко, TUT.BYСнимок используется в качестве иллюстрации. Фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

В инструктивно-методическом письме Министерства образования сказано, что основной учебный материал учащимся нужно усваивать на уроке. При этом объем «домашки» должен соответствовать санитарным нормам.

Класс

Сколько нужно тратить на подготовку домашнего задания

1

Весь учебный год первоклашки вообще не должны получать домашнее задание

2

1,2 часа

3−4

1,5 часа

5−6

2 часа

7−8

2,5 часа

9−11

3 часа

В документе также прописано, сколько примерно должны задавать на дом по математике, белорусскому/русскому языкам, литературному чтению и предмету «Человек и мир» ученикам II-IV классов.

Предмет 2 класс 3 класс 4 класс
Математика

Задача или

2 столбика примеров

Задача или

3 столбика примеров

Задача и

2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Белорусский (русский) язык

15 — 17 слов (упражнение может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

25 — 28 слов

(упражнение может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

35 — 37 слов

(упражнение может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

Литературное чтение

не более 1 — 1,5 страницы

не более 2 — 2,5 страниц

не более 3 — 3,5 страниц

Человек и мир

не более 1 — 1,5 страницы

не более 2 — 2,5 страниц

не более 3 — 3,5 страниц

— Задания повышенного уровня сложности домой задавать нельзя, их учащиеся могут самостоятельно выполнять только по своему желанию, — написано в документе.

Есть предметы, которые вообще не предполагают «домашки» — это ОБЖ и «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». При этом детям не нужно думать об уроках на каникулах — на каникулы ничего не задается.

news.tut.by