Все об адаптации к детскому саду: советы педиатра. Успокоительные средства для ребенка 2 лет при адаптации в ясли


Ошибки при адаптации ребенка к детскому саду

Ошибки при адаптации ребенка

Одни детишки быстро привыкают к детскому саду, другим же необходимо время, чтобы привыкнуть к новым для него условиям. Но зачастую и сами взрослые совершают ошибки, которые ухудшают адаптацию ребенка в детском саду. Сегодня мы с вами и займемся рассмотрением ключевых ошибок, допускаемых при адаптации, которые допускают большинство родителей.

Вы слишком быстро уходите от малыша

Все мы спешим поскорее отдать ребенка и убежать на работу. Но только это одна из главных ошибок адаптации ребенка к детскому саду. Если это первые дни в садике, то тем более нельзя уходить, не попрощавшись. Что вы можете сделать?

1. Поцелуйте кроху перед уходом.2. Скажите ему, когда придете за ним.3. Не растягивайте прощание надолго. Если малыш плачет, то обнимите и успокойте его. Когда он очень не хочет вас отпускать, заберите его пораньше и пообещайте, что кроха пробудет в садике недолго.4. Придумайте короткий, но приятный ритуал прощания. Например, поцеловав в обе щечки.

Если игнорировать эти советы и поступать по-своему, думая о работе, а не о ребенке, вы можете нанести крохе психологическую травму. Он будет бояться, что мама покинет его и больше не придет, станет очень зависимым от родителей и адаптация затянется на долго.

ребенок плачет в садике

Вы оставляете его на полный день

Если вы хотите, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко, то наберитесь терпения. Маме, которая просидела с ребенком 3 года, обязательно захочется почувствовать свободу. Но только не ценой настроения малыша.

1. Первое время оставляйте кроху на несколько часов.2. Если он эти часы проводит в садике без слез, в течение нескольких недель забирайте его до отхода ко сну.3. После этого этапа можете оставлять на полный день.4. Перед поступлением в садик погуляйте на его территории и покатайтесь на каруселях, расположенных там. Таким образом, вы расширите зону комфорта малыша, и он скорее привыкнет к своему «месту работы».5. Если кроху оставить трудно, попроситесь побыть в группе. Пусть малыш привыкает к детям и обстановке под вашим наблюдением.

распорядок дняРодители, соблюдайте режим дня!

Вы не соблюдаете одинаковый режим дома и в саду

Для многих деток тихий час становится настоящим стрессом. Но только при условии, что они не привыкли спать днем. Режим в саду и дома непременно должен совпадать.

1. Консультируйтесь с воспитателями. Их педагогическое образование и опыт помогут вам решить множество проблем.2. Старайтесь полностью соблюдать режим дня как в саду: тихий час, питание, игры в одно и то же время.3. Не балуйте ребенка мультиками перед тарелкой супа или чаем в зале. Для адаптации ребенка в детском саду нужна дисциплина. Если он привык так кушать и пить чай, где захочет, в садике таких поблажек ему никто не даст. Это приведет к стрессам и истерикам.

Вы плохо говорите о садике

Как может ребенок адаптироваться в детском саду, если мама сама говорит ему о том, как плакала в садике и хотела домой? Не стоит свои проблемы переносить на малыша.

1. Говорите о садике радостно.2. Находите как минимум 3 плюса посещения садика и рассказывайте о них малышу.3. Читайте меню перед тем, как завести ребенка в группу. Такой маленький ритуал очень нравится детям, да и к тому же они будут знать, что их ждет на завтрак, обед и ужин. Если это любимый гороховый суп или вкусный пирожок, у крохи быстро поднимется настроение.4. Рассказывайте малышу о воспитательнице как о доброй тете, которая хочет, чтобы деткам в садике было интересно.5. Смотрите мультики, фильмы и читайте книги, в которых по-доброму описывается жизнь детей в саду.

Вы игнорируете чувства малыша

Возможно, кроха закатывает вам истерики каждый день, тогда ни о какой адаптации ребенка в детском саду не может быть и речи. Проблему нужно решать.

1. Не стоит обзывать малыша плаксой и тем более ставить в пример других детей, которые молча идут в сад. Так малышу станет еще обиднее.2. Вытрите слезы, расскажите, как вы понимаете малыша. Будьте готовы успокоить его или подождать, пока он выплеснет эмоции в виде плача, но не ругайте за это.3. Не пугайтесь того, что кроха постоянно будет плакать. Рано или поздно он привыкнет. Наоборот, слезы – это нормальная реакция на перемены в жизни.

утренняя спешка

Вы сильно спешите по утрам

Неорганизованное утро часто приводит к тому, что ребенок не успевает настроиться с домашней обстановки на обстановку в детскому саду, что сильно влияет на адаптацию.

1. Ложитесь спать пораньше (не позже 21:00). Тогда кроха выспится и у него будет более благожелательное настроение.2. Заранее подготовьте детскую одежду, чтобы впопыхах не метаться по комнатам и тем самым не создавать нервную обстановку дома.3. Утром также незаменимы маленькие ритуалы: купите вкусную зубную пасту, красивую расческу для девочки. Любимые предметы и атрибуты создадут крохе более положительное настроение.

Вы стараетесь придумать больше развлечений для ребенка

Иногда случается так, что родители пытаются ускорить адаптацию ребенка в детском саду путем создания ему множества развлечений. Помните, что постоянная смена обстановки перегружает детскую психику.

1. Нагрузка в садике на психику малыша и так довольно большая, поэтому пусть кроха после сада дома отдыхает, а не собирается на дополнительные секции и кружки.2. Если же вы очень хотите дополнительно развивать малыша, запишитесь в кружок по интересам, но он не должен для детсадовца проходить чаще раза в неделю.

Вы слишком держите ребенка при себе

Иногда мама слишком привязывает малыша к себе и не дает ему вздохнуть свободно. Ребенок и рад был бы играть сам, но мама не оставляет его ни на секунду – спит с ним, кушает с ним или даже кормит из ложечки. Подготовка ребенка к детскому саду очень затруднена, если он несамостоятельный.

1. Научите кроху обслуживать себя самому. Пусть он кушает без помощи и мамы и засыпает тоже.2. Если кроха играет сам и вовлечен в процесс игры, не мешайте ему резвиться. Так у детей организуется самостоятельность и умение развлечь себя без посторонних.

когда лучше отдать ребенка в сад

Когда лучше отдавать малыша в сад

Подготовка ребенка к детскому саду идеальна в возрасте трех лет. Именно тогда у детей развивается независимость от родителей, но в то же время в 3-4 года они остаются привязаны к маме. Вроде хочется к деткам, но и отпускать родителя не хочется. Поэтому подготавливайтесь заранее, гуляя на территории детского сада и знакомясь с воспитателями.

Некоторые родители отдают своих малышей в ясельную группу. Такие дети проще адаптируются к новым условиям, но тогда очень отдаляются от родителей. В идеале нужно постараться как можно дольше оставаться дома с ребенком, чтобы не нарушалась связь мама-ребенок. Как только увидите, что кроха все больше требует независимости – смело отдавайте в сад.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду?

1. Адаптация – это привыкание к новым условиям. Когда человек начинает себя чувствовать в них комфортно, это означает, что он адаптировался. Как еще вы можете помочь малышу?

2. Здоровье – важнее всего. Отдавайте в садик только физически здорового ребенка. Для этого соблюдайте режим дня, кормите рационально и обеспечьте кроху всеми витаминами.

3. Доброта и общительность. Перед определением в садик старайтесь больше гулять с крохой на детской площадке. Учите малыша делиться игрушками и вливаться в игру.

4. Меньше грубости. В первые дни садика старайтесь кроху меньше наказывать за провинности. Он должен ощущать вашу любовь.

Правила адаптации совсем несложные. Здесь важна постепенность и спокойствие. Будьте в хорошем настроении как можно чаще, и заметите, что кроха тоже не хандрит.

ritty.ru

Все об адаптации к детскому саду: советы педиатра

Екатерина Мальчикова: Добрый день. Как можно помочь ребенку при адаптации к детскому саду? Чтоб меньше болел?Елена Вдовина: Екатерина, период начала социализации ребенка, конечно же, будет сопровождаться респираторными и детскими инфекциями, т. к. расширяются контакты ребенка, вероятность встречи с вирусами повышается. На первом году посещения д\сада допускается до 6–10 эпизодов ОРИ (острых респираторных инфекций). Для того чтобы ребенок легче перенес этот период, важно создать ему здоровую среду: психологически благоприятную атмосферу в семье, настрой на позитивное отношение к детскому саду и к другим детям. Важно обеспечить рациональное полноценное питание, обогащенное микроэлементами и витаминами, сон в прохладном помещении не менее 15–16 часов в сутки (для ребенка 2–4 лет), не кутать, закаливать, обеспечить достаточную двигательную активность на свежем воздухе. Дополнительно можно посещать бассейн, галокамеру (соляную шахту), проводить курсы общего и точечного массажа. Перед началом посещения д\сада стоит привить ребенка против гемофильной и пневмококковой инфекции, а перед началом эпидемиологического сезона — против гриппа. В периоде адаптации возможно использование мягких седативных (успокаивающих) препаратов, адаптогенов, поливитаминных комплексов. Также возможно применение спреев и капель на основе морской воды или физиологический раствор с целью смывания со слизистой носа попавших туда вирусов и бактерий, особенно это важно в период повышенной заболеваемости ОРИ. В случае возникновения острого заболевания обязательно обратитесь к врачу. Более конкретные рекомендации врач-педиатр может дать при очном осмотре ребенка с учетом индивидуальных особенностей его здоровья.

Настёна Рылова: Добрый день! Как на ребенка влияет смена детского сада?Елена Вдовина: Смена детского сада может принести ребенку как положительные, так и отрицательные эмоции. Все зависит от того, чем вызвана эта смена. Если ребенку было не комфортно в предыдущем детском саду, у него не сложились добрые отношения со сверстниками, то, возможно, в новом коллективе ему будет интереснее. Если же у ребенка появились дружеские отношения, если он идет в сад с радостью и ему там интересно, то наоборот — смена сада вызовет переживания, чувство утраты. Все зависит от типа нервной системы ребенка, его способности приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Семён Безухов: Какие особенности могут возникнуть при прохождении медосмотра для ребёнка 3-х лет, поступающего в детский сад, если ребёнку с рождения не делалось вообще никаких прививок? Есть ли у вас специалисты, способные провести обследование такого ребёнка и составить индивидуальный план вакцинации?Елена Вдовина: Медосмотр перед началом посещения детского сада проводится на основании приказа МЗ РФ № 1346н. от 21 декабря 2012 г. Необходимо посетить следующих специалистов: невролог, окулист, отоларинголог, хирург, стоматолог, психиатр, гинеколог(для девочек)/уролог(для мальчиков). Сдать полный анализ крови и кровь на уровень сахара, анализ мочи, кала на яйца глист и соскоб на энтеробиоз. После этого врач-педиатр проведет осмотр, измерит, взвесит ребенка, сделает заключение и оформит медицинскую карту в детский сад. Если ребенок не привит и родители отказываются от профилактических прививок, в медкарте оформляется официальный письменный отказ, не препятствующий посещению детского сада. Однако, ребенок, получивший менее 3-х доз полиомиелитной вакцины, будет изолирован на 60 дней от детей привитых ОПВ (живой полиомиелитной вакциной), с целью профилактики вакциноассоциированного полиомиелита. Для составления индивидуального графика прививок нужно подойти к врачу-педиатру с амбулаторной картой ребенка. Вы также можете обратиться к специалистам любой детской клиники «Доктор плюс».

Светлана Гукасян: В «Доктор плюс» педиатр подписывает карту для сада, если нет реакции Манту?Елена Вдовина: Светлана, на основании санитарных правил СП 3.1.2.3114–13 «Профилактика туберкулеза» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013 г. № 60) дети, чьи родители не предоставили сведения о реакции Манту, отстраняются от посещения детского сада. Таким образом, медкарту в детский сад, при отсутствии у ребенка р. Манту, педиатр может подписать только на основании справки от фтизиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях вызванных туберкулезной палочкой). Для консультации фтизиатра необходимы анализы крови и мочи ребенка, рентгенография грудной клетки и флюорография всех взрослых членов семьи.

Екатерина Ижевская: Здравствуйте! Дочке 1.10, мы на грудном вскармливании. Состоим на учете с диагнозом: неврологический синдром на фоне резидуальной энцефалопатии с умеренным гипотоническим синдромом. Без меня дочь днем не спит. В августе в частный сад. Как помочь дочке адаптироваться и при этом не усугубить и так малоприятный диагноз? В коллективе дочь не общительна, скорее наблюдает за игрой, за свои игрушки и вещи постоять не может. К взрослым относится крайне настороженно. Привыкает не ко всем.Елена Вдовина: Екатерина, в данной ситуации важно осознанно взвесить все «за» и «против» начала посещения детского сада. Интересы ребенка и его здоровье должны быть на первом месте. Возможно, на какое-то время лучше отсрочить это период, привлечь к уходу бабушку или няню, использовать это время на расширение круга общения ребенка, учить его общаться с соседями по двору (как с взрослыми, так и с детьми), родственниками и т. д. Домашний режим ребенка должен соответствовать будущему режиму детского сада. Начинать посещения нужно с кратковременных прогулок, знакомства с другими детьми, в присутствии мамы. Разрешить ребенку брать с собой любимые игрушки. В семье на период адаптации необходимо создать атмосферу любви, больше уделять внимания ребенку, поощрять достижения и радоваться успехам, чаще брать на руки, чтобы сохранить телесный и эмоциональный контакт. Важно сохранять грудное вскармливание. Так же имеет смысл получить консультацию невролога.

Алия Шайхутдинова: Здравствуйте. Вести ребенка в 1,5 или в 3 года это ведь все индивидуально. Как можно понять, что ребенок «готов к садику»?Елена Вдовина: Алия, нет четких критериев для определения готовности ребенка к началу посещения детского сада. Каждый ребенок индивидуально проходит процесс адаптации. Важно, чтобы на момент начала посещения ребенок умел контролировать физиологические отправления (стул и мочеиспускание), ел самостоятельно ложкой, проявлял интерес к игровой деятельности со сверстниками, не имел выраженной зависимости от матери (грудное вскармливание в этот период можно сохранить, но не в качестве основного источника пищи, а как ритуал, источник любви матери). Также важно, чтобы перед началом посещения не было обострения хронических и сопутствующих заболеваний, ребенок был привит по возрасту в рамках национального календаря прививок.

Татьяна Замко: Добрый вечер, моей дочке 2,5. В сентябре в садик. Она сосёт пальцы на левой руке, ни на какие уговоры не реагирует. Во время истерики может и весь кулак засунуть. Подскажите, как бороться с этим и чем это грозит в дальнейшем.Елена Вдовина: Татьяна! Сосание пальца в этом возрасте может быть признаком нарушений в психоэмоциональной сфере ребенка, дефиците внимания, любви и ласки со стороны родителей. Если же сосание сопровождается другими навязчивыми движениями, например, жевание губ, причмокивание, тики, подергивания головой, перебирание предметов руками, то это требует обязательной консультации детского невролога. Это состояние называется невроз навязчивых движений и требует как психологической, так и медикаментозной коррекции. Неблагополучие в психоэмоциональной сфере может привести к психосоматическим заболеваниям в будущем. Длительно сосание пальцев способствует нарушению прикуса, снижению аппетита, бессоннице. Сосание пальца отражает неудовлетворенный в младенчестве инстинкт сосания, таким образом, ребенок успокаивает себя после напряженного дня. Родителям необходимо больше уделять внимания ребенку, пытаясь выяснить причину тревоги, ни в коем случае не ругать за его сосание, отвлекать ребенка чтением книг, играми, рисованием, лепкой, разговаривать с ребенком, ограничить просмотр телевизора, избегать ссор в присутствии ребенка. Имеет смысл применение успокаивающих отваров, чаев, ванн с седативными травами (мятой, хвоей), расслабляющего массажа, музыкотерапии.

Ирина Трубицына: Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что делать с тем, что ребенок грызет ногти?Елена Вдовина: Ирина, обгрызание ногтей часто является проявлением невроза навязчивых движений, возникающем на фоне психологического дискомфорта, стрессовой обстановки в семье, детском коллективе, переутомления. Постарайтесь проводить больше времени с ребенком, дайте ему максимальное количество любви и ласки, душевный комфорт, играйте, читайте, развивайте мелкую моторику, не ругайте и не кричите на него за вредную привычку. Возможно применение специальных лаков от обгрызания ногтей. Рекомендую посетить детского невролога и семейного психолога.

www.doktorplus.net

Адаптация детей раннего возраста в яслях. Часть 1

Приветствую Вас, дорогие подписчики и гости сайта "Счастливые малыши в детском саду". В этой статье речь пойдет об адаптации детей раннего возраста в яслях. Даже если вы серьезно подошли к вопросу подготовки своего ребенка к яслям, наивно было бы думать, что он с первого дня будет чувствовать себя в группе спокойно и хорошо, как дома, не будет плакать и капризничать.     Малыш, которого оторвали от привычных условий, от родных и близких людей, все равно будет переживать это изменение в своей маленькой жизни.

   Бывают случаи, когда ребенок идет в группу спокойно, не плачет. Ну и это не означает, что он совсем не переживает. Он держит переживания в себе и не показывает свои страхи и чувства незнакомым людям. Должно пройти достаточно времени, пока воспитатель из чужой тети, станет для него "своей".

Давайте разберемся, что же такое адаптация.

  Адаптация-это процесс приспособления организма и личности ребенка к новой обстановке и новым условиям. Адаптация бывает: легкая, средней тяжести, тяжелая и очень тяжелая. Легкая адаптация может проходить в течении 2-3 недель, а тяжелая иногда длится около полугода и больше. Какая адаптация будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы, стиля воспитания принятого в вашей семье и от подготовленности к яслям.

  Как правило, путевки в ясли начинают давать в конце июня - начале июля. С этого времени начинается прием новеньких детей в ясельную группу. Это время считается самым благоприятным для адаптации малышей .

  •   Тепло на улице, тепло в группе. Малыши меньше подвержены простудным заболеваниям. Солнце, воздух и игры с водой на участке, способствуют закаливащему эффекту .
  •   Летом основную часть времени дети проводят на улице. Всем известно, что малыши очень любят гулять. На улице ребенок не чувствует себя в замкнутом пространстве. Он быстрее находит себе занятие ,  увлечение,  т.к. здесь его отвлекают природные факторы. Малыш может засмотреться на солнце, птичку, бабочку или жучка. Может увлечься игрой с песком в песочнице и забыть на время о своей печали (песочная терапия).
  •   Обычно новенькие детки поступают  не одновременно, а 1 -2 ребенка в неделю. Поэтому воспитатель может уделить новичку больше внимания, взять его на ручки, обнять, пожалеть, подобрать "ключики" и завоевать его расположение.
  •  В это время в группу еще ходят "старенькие" детки. Они ведут себя уже спокойно, уверенно, как хозяева группы. Не беспокойтесь по этому поводу. В яслях нет дедовщины. Во- первых рядом всегда воспитатель и он следит, чтобы малышей не обижали. Во-вторых по моим наблюдениям, "старенькие " детки, как правило, любят малышей. Они начинают их обхаживать , няньчиться, по праву старших. А малышки, тоже всегда тянутся, к тем кто постарше и с удовольствием вступают с ними в игру. Наблюдая за своими новыми  друзьями новичок учиться вести себя в коллективе, учится принимать и выполнять правила, слушать воспитателя, учится все делать вместе: играть, убирать игрушки , собираться на прогулку, садится за стол и кушать и т.д.  Видя, что старшие дети привычно и спокойно придерживаются заведенного порядка, малыш  успокаивается и начинает подражать их действиям. Он как-бы перенимает "штамб" поведения в коллективе. Надо оговориться, что здесь проявляется, насколько общителен ваш ребенок. Если у него маленький опыт общения или его нет вообще, он возможно будет сопротивляться и не захочет подчиняться коллективным правилам.

Как же обычно ведут себя дети во время адаптации?

   Впервые войдя в группу, ребенок может даже не заплакать. Он будет с интересом рассматривать новые , яркие игрушки, обстановку, окружающих его детей, пока не поймет, что рядом нет мамы. Вот когда начинаются слезы.

   Малыш осознает, что он остался без мамы и для него это самое большое горе в его жизни. Он показывает на дверь, в которую ушла мама, отказывается от еды, не ссадится за стол, его уже ничего не интересует. Малыш, который  умеет говорить, постоянно зовет маму или просит воспитателя отвести его домой.    На следующий день, он от мамы отрывается со слезами и продолжаться такое может на протяжении двух недель, а иногда и больше.

   Постепенно, ребенок начинает забываться, отвлекаться и успокаиваться. Он уже узнает знакомую воспитательницу и иногда со слезами, но все- таки идет к ней.

    Первое время  детки ходят в ясли только на два часа. Воспитатель следит за состоянием ребенка в группе и потихонечку, по часу, прибавляет время нахождения его в детском учреждении.

    Многие мамочки начинают торопить воспитателей, чтобы побыстрее оставить малыша в яслях. Не нужно форсировать события. Если воспитатель видит, что ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, кушает и играет с другими детьми, сам быстрее оставит ребенка на более длительный срок в группе.Не зря говорят "Спешка нужна только при ловле блох". Всему свое время и не за горами то время, когда малыш сам помашет вам ручкой и с удовольствием побежит в группу, к своей воспитательнице.

    Когда ребенок будет спокойно уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация закончилась и ребенок полностью привык к яслям.

Как родители могут помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться в яслях.

  • Если малыш больше привязан к маме, то лучше будет, если в ясли его будет водить папа или другой член семьи.
  • Если у ребенка есть любимая игрушка, он может брать ее с собой в группу. Пусть она будет вместе с ним и облегчит расставание с близкими.
  • Если вы заранее не отучили малыша от соски или от бутылочки, не отучайте сейчас . Пусть пока не привыкнет, он их сосет. Замечено, что сосательные движения успокаивают. Если ребенок пользуется соской или бутылочкой только перед сном, воспитатели дадут их малышу своевременно. 
  • Если ребенок не приучен к горшку, не следует отучать его от памперсов в адаптационный период.
  • В это время действует закон- никаких резких перемен, чтобы не усугублять и без того тяжелый период в жизни ребенка!!!
  • Обратите внимание на правильное питание ребенка, разнообразьте его живыми витаминами: овощами и фруктами.Здоровое питание укрепляет нервную систему.
  •  Старайтесь побольше находится с ребенком на свежем воздухе и лучше в компании других детей.
  •  Следите за тем, чтобы ребенок высыпался ночью. Укладывайте его вовремя спать. Часто дети плачут от того, что хотят спать.
  • Беседуйте с малышом, рассказывайте что-нибудь хорошее о детском садике, о воспитателях, о детках. Даже если ваш ребенок не умеет говорить, он уловит ваши теплые нотки в голосе и поймет вас.
  • Никогда не обсуждайте воспитателя при ребенке, не настраивайте его против детского садика.
  • Будьте решительны. Старайтесь прощаться с ребенком в раздевалке быстрее, не оттягивая время расставания.  
  • Если решили приучать ребенка к детскому учреждению, водите каждый день, а не случай, от случая. (Конечно, если ребенок не болен) . Этим можно только растянуть адаптацию по времени и сделать ее более тяжелой для малыша.
  • Прислушивайтесь ко всем советам воспитателей. Они тоже заинтересованы в скорейшей адаптации вашего ребенка.

Другие интересные статьи:

scastliwymalish.ru

Адаптация к детскому саду: как облегчить адаптационный период

Кажется, совсем недавно появился на свет этот крошечный комочек счастья. Мы учились ухаживать за ним, следили за его развитием, радовались первой улыбке, первому слову, первому шагу. И вот, этот малыш уже немного повзрослел, у него есть свои чувства и эмоции, интересы и увлечения. И детский садик не за горами.

Сразу возникает много вопросов. Когда отдавать ребенка в сад? В какой детский сад идти и как его выбрать? Как подготовится к походу в детский сад? Что такое адаптация и как она протекает? Как помочь ребенку быстрее пройти адаптационный период? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Содержание статьи

Подготовка к детскому саду

  • С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?

Психологи считают, что оптимальным будет возраст 3,5-4 года.

+ в этом возрасте ребенок становится самостоятельным, может объясниться, с ним можно договориться

+для общения, развития и социализации (не раньше 3- лет)

— привычки, характер сформированы (не полностью), нужно принять коллективную форму под названием детский сад с его графиком и системой.

— не у всех есть возможность находиться в декрете все это время.

  • В какой садик идти?

Критерии выбора садика.

Почитайте отзывы о садах, пройдитесь по садам, которые вам понравились, поговорите с заведующей, воспитателем, с родителями детей, посещающих данный детский сад. Самое главное, это именно воспитатель, к которому попадет ребенок (а не “элитность” сада). Лучше, чтоб сад находился недалеко от дома или работы.

Становитесь на учет как можно раньше, ведь во многих районах (особенно новых) довольно тяжело попасть в желаемый сад.

  • Когда начинать подготовку к детскому саду?

За несколько месяцев до начала посещения садика.

Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от детского психолога о том, как подготовить ребенка к безболезненному походу в садик.

Как готовить ребенка в походу в детский сад?

  • Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить игрушки и делится игрушками, учите знакомиться (сначала сами спрашивайте как зовут детей и представляйте своего), учите детей играть в совместные игры (покатать мячик, догонять друг друга). Дайте понять ребенку, что общаться и играть с другими детьми весело и интересно.
  • Играйте с ребенком в детский сад. Расскажите, как там интересно, что у каждого ребенка есть свой шкафчик и своя кроватка. Там много интересных игрушек и занятий. Что в садике детки все вместе играют, кушают и спят. А мама с папой идут на работу, а после работы забирают ребенка домой.
  • Играйте с ребенком в игры на подражание.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ваш ребенок ходит на горшок, может сам кушать и одеваться, ему будет легче адаптироваться, он будет чувствовать себя более уверенно. Научите ребенка ходить в туалет не тогда, когда “очень хочется”, а заранее (перед прогулкой, перед сном)
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Одевайте ребенка по погоде, а не держите в тепличных условиях, гуляйте чаще на улице, если дома 20 градусов, ребенок может ходить дома босиком и в трусиках. Хорошо укрепляет иммунитет хождение босиком летом, а также водные процедуры.
  • Готовьте ребенка к тому, что мама может на время отлучится и это неизбежно только по той причине, что он (ребенок) уже большой.
  • Хорошо ввести режим садика дома. Если ребенок просыпается сам за час до того времени как нужно идти в сад, замечательно. Если днем ваш ребенок уже не спит, то нужно научит его это время спокойно лежать в кровати.

В какое время года вести ребенка в детский сад?

Лучше всего приводить ребенка в сад летом (июль—август). А вот, конец осени-зима-ранняя весна не лучшее время для начала садика, так как это время хождения большого числа всевозможных вирусов. В июне выпускные в старших группах. Лучше всего узнать, когда у вашей воспитательницы отпуск и привезти ребенка уже после отпуска в группу к основному воспитателю.

Адаптационный период

Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется.

Существует несколько видов адаптации

Виды адаптации

Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода и больше.

Первое пребывание в саду длится у всех по-разному. Один ребенок будет целый час плакать, а второй полдня играть. Если вы пообещали придти за ребенком через час или до обеда, обязательно выполните свое обещание.

Следует помнить, что в адаптационный период нужно уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка.

Надо:

  • Уменьшить просмотр телевизора
  • Читать книги
  • Играть в спокойные игры
  • Обнимать и целовать ребенка как можно чаще, скажите, что понимаете, что ребенку страшно. Скажите, что любите его, что справитесь вместе.

Не нужно:

  • Ругать за то, что ребенок стал себя хуже вести
  • Посещать шумные мероприятия
  • Ходить в цирк, зоопарк, кофе
  • Плохо говорить о саде
  • Наказывать ребенка садом, забирать домой последним
  • Наказывать за детские капризы
  • Говорить “не бойся”,  “не плачь”,  “не расстраивайся”. Ребенок уже боится и переживает и такими фразами он услышит только то, что вы его не понимаете и не можете помочь. Также может появится негатив, я боязливый, пугливый, плохой.

Состояние ребенка в период адаптации

Эмоциональное состояние:

  • отрицательные эмоции (депрессия в виде плача, хныканья, испорченного настроения и сидения с безучастным видом в стороне),
  • страх (вызван новой обстановкой, незнакомыми людьми, отсутствием родителей),
  • злость, агрессия  и гнев (ребенок так реагирует на происходящие в жизни изменения),
  • социальные контакты (чем более ребенок общительным, тем легче может пройти адаптация),
  • любопытство и жажда знаний (возвращение к познавательной активности означает постепенное завершение адаптации),
  • социальные навыки (ребенок перестает уметь одеваться, мыть руки и говорить спасибо, после все возвращается в норму),
  • речь (может забыть многие слова),
  • двигательная активность (становится либо слишком медлительный либо слишком быстрым),
  • сон (не может уснуть),
  • аппетит (отказ от еды в детском саду).

Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду?

Нужно понимать, что адаптация затрагивает все сферы жизни (сон, аппетит, психологическое и эмоциональное состояние, утомляемость).

  1. Посмотрите на себя и свое эмоциональное состояние. ТО, как вы относитесь к детскому садику, воспитателю ваш ребенок чувствует и копирует. Все будет хорошо. Ваш девиз. Не нужно паниковать или, наоборот, идеализировать жизнь в саду. Поймите, это необходимость и действуйте уверенно.
  2. Поговорите с воспитателем, расскажите о привычках, интересах своего ребенка, а также обговорите режим посещения детского сада в период адаптации.
  3. Мотивируйте ребенка для похода в садик (“в садике скучает без него/ее машинка/кукла”).
  4. Старайтесь не делать перерывов в посещении детского сада (исключение – болезнь с температурой).
  5. Не старайтесь уйти незаметно, если вы будете пропадать в разное время, ребенок будет бояться, что вы можете исчезнуть в любое время. Придумайте ритуал для прощания и повторяйте его каждый день.
  6. Нельзя перед ребенком обсуждать то, что не устраивает в детском саду или обсуждать воспитателя.
  7. Говорите, что вы очень рады за своего ребенка, гордитесь им. Ведь он теперь такой взрослый и самостоятельный, уже ходит в детский сад. Однако не говорите, что детский сад – это работа.
  8. Научите ребенка брать на улицу и в детский сад те игрушки, которыми он может поделиться с друзьями.

Некоторые  рекомендации по адаптацию можно узнать из следующего видео.

Ребенок, который принимает поход в детский сад как необходимость, прошел период адаптации. И даже если он скучает или не любит ходить в садик, это нормально. После адаптации ребенок станет собой, нормализуется сон.

Итак, если ребенок знает и принимает правила поведения в детском саду, имеет определенные навыки самообслуживания, умеет разъясняться, а также ребенку психологически комфортно в саду, можно считать, что ребенок прошел адаптационный период успешно.

Помните, ваш ребенок должен видеть перед собой уверенных, спокойных и любящих его родителей.

Если у вас есть опыт адаптации, поделитесь им, пожалуйста, возможно, именно ваш опыт поможет тем, кому этот период еще предстоит.

my-happybaby.ru

Адаптация ребенка в яслях

Когда малышу исполняется полтора годика, не все мамы могут продолжать находиться с ним дома – тогда кроху отправляют в ясли. При этом перед родителями неизбежно встает вопрос: как подготовить ребенка к яслям, чтобы его адаптация прошла наименее болезненно.

Вернуться к содержанию

Подготовка

адаптация в яслях подготовка

Адаптация — это непросто

Естественно, что в таком возрасте маленькие детки еще привыкли к максимальной родительской заботе, потому вырвать их из этой среды достаточно сложно. В полтора года малыш как никогда желает оставаться исключительно с мамой, для него без нее не существует другой жизни. Такой возраст крохи считается самым тревожным, а тут еще ему необходимо остаться среди чужих людей, в чужом помещении и без мамы.

Когда родители планируют отдать чадо в полтора года в детское учреждение – следует предварительно его к этому готовить. Ведь когда ребенка готовят в ясли целенаправленно – ему будет спокойнее там.

  • Для начала нужно подготовить кроху к окружению другими людьми и детьми – с этой целью нужно чаще бывать на детских площадках, можно приглашать людей к себе в гости и самим бывать вне дома в гостях. Малыш должен чаще контактировать с папой, бабушками и дедушками, чтобы он привык к тому, что, даже если мама уходит из дома, она обязательно возвращается, причем время ее отсутствия можно постепенно увеличивать до нескольких часов.
  • Второе, о чем следует позаботиться, – приучить чадо к горшку, чтобы первое его знакомство с этим предметом в детском учреждении не оставило в памяти неприятных воспоминаний. Начинать сажать кроху на горшок необходимо и перед тем, как он ложиться спать, и после этого. Когда ребенок сходил на горшок – нужно хвалить его, следить, чтобы он не садился туда рассерженным, не усаживать насильно. В яслях первое время деткам разрешат находиться в подгузниках, потому отрицательного резкого перехода не будет.
  • Кроме этого, стоит научить постепенно ребенка есть самостоятельно, чтобы он мог доносить пищу до своего рта. Мама в игровой форме должна познакомить кроху с ложкой, чтобы он научился ее правильно держать. Естественно, в яслях голодным малыш не будет – учить его правильно кушать, если он не умеет, будет воспитатель.

И еще, если родители желают, чтобы их ребенок пошел в ясли, необходимо помнить о прививках, потому что, хотя они и являются добровольными, при их отсутствии поступить в ясли вашему чаду не дадут. Потому важно заранее позаботиться, чтобы малыш был привит в соответствии с календарем прививок по своему возрасту. Когда родители по определенным причинам прививать кроху не желают – нужно идти к заведующей садика или в департамент дошкольного образования.

Вернуться к содержанию

Привыкание

адаптация в яслях привыкание

Привыкание сопровождается сильным желанием контакта с мамой

В раннем возрасте все малыши очень ранимы и слабы, они не имеют пока потребности в каком-либо обществе кроме матери, не приспособлены к разлуке с ней, потому адаптация ребенка в яслях происходит практически всегда очень болезненно. В этот период детки очень активно развиваются, у них постепенно совершенствуются все психические процессы, потому изменения в условиях жизни могут повлиять на эмоциональное состояние.

Адаптация к яслям – это крайне болезненный для малыша процесс. В этот период кроха может быть эмоционально напряжен, заторможен либо сильно обеспокоен.

Дети могут часто плакать, желать сильного эмоционального контакта со взрослыми людьми, а в раздражении они отказываются от него. Еще им может быть свойственно отстранение от сверстников, потому что социальные связи детей в этом возрасте еще не сформированы и могут быть нарушены отсутствием рядом мамы.

Адаптация в детском учреждении у разных детей происходит по-разному. Принято различать три степени: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации поведение стабилизируется в течение одного месяца –  сохраняется хороший аппетит, кроха спокойно начинает оставаться в группе один, не сторонится отношений с окружающими, да и с родственниками они остаются ровными, малыш активен, весел и бодр.
  • Если адаптация к яслям происходит в средней форме, то поведение и общее состояние ребенка выражены более ярко. Его аппетит, настроение, активность несколько затормаживаются на срок от 35 до 40 дней. При этом кроха часто плачет, желает максимально исследовать окружение, практически не общается ни со взрослыми, ни с детьми, не желает показывать привычки, которые уже имеет к этому возрасту. Такое состояние может сохраняться у крохи до полутора месяцев.
  • Когда адаптация происходит тяжело, ребенок начинает часто болеть, что протекает длительно и явно выражено. Ситуация в плане психики абсолютно неблагоприятна, зачастую малыш может начать себя вести неадекватно, а его состояние может даже напоминать невротическое.
Вернуться к содержанию

Постепенное приучение

адаптация ребенка в яслях постепенное приучение

Следует отдавать свое чадо в детский сад сначала на короткое время, а потом постепенно его увеличивать

В период, когда малыш только пошел в детское учреждение, родители должны озаботиться его адаптацией, так как приучить ребенка к яслям при правильном подходе можно без особых жертв. Даже если он уже подготовлен, следует помнить, что первые дни в новом окружении все равно будут очень тяжелыми, потому относиться к крохе в этот период нужно крайне бережно.

Психологи советуют: перед тем как оставить малыша одного в яслях, матери необходимо приводить его и вместе с ним оставаться там несколько дней.

Постепенно кроха привыкнет и начнет интересоваться в группе не только мамой, но и игрушками, другими детьми, после чего можно начинать оставлять его в группе на полчаса, когда малыш видит, что мать уходит, но знает, что она скоро вернется. После недели таких получасовых уходов, неделю можно водить кроху в ясли на три часа, а время пребывания его там увеличивать. Можно разрешить чаду взять с собой самую любимую игрушку, чтобы не чувствовать себя слишком одиноко. Увеличивать время пребывания крохи в яслях можно при его отличном настроении. Обычно адаптация происходит через две – три недели, когда ребенок начинает понимать, что мама уйдет, но обязательно вернется за ним.

ogrudnichkah.ru

Адаптация ребенка в детском саду, социальная адаптация

Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации

Отрицательные эмоции

Обычно отрицательные эмоции проявляются практически у всех детей, которые проходят адаптационный период. Как правило, ребенок выражает свое состояние палитрой плача: от хныканья до постоянного. Здесь может наблюдаться и «плач за компанию», которым малыш, почти адаптированный к детскому саду, поддерживает новичка, пришедшего в группу. Еще одно проявление – это депрессия: дети становятся подавленными и безучастными ко всему.

Страх

Отрицательным эмоциям обычно сопутствует страх. Вряд ли Вы сможете найти ребенка, который не испытывал бы его хотя бы один раз во время адаптации к детскому саду. Малыш боится незнакомой обстановки, встречи с воспитателями и новыми детьми, а главное – что родители забудут его, уйдя на работу.

Гнев

У ребенка на фоне стресса иногда проявляется гнев, прорывающийся наружу. Во время адаптационного периода в детсаду или школе малыши настолько ранимы, что поводом для гнева может стать все что угодно.

Положительные эмоции

Первые дни адаптация в детском саду или школе обычно проходят без проявления положительных эмоций: новая обстановка его попросту пугает, поэтому малыш часто из задорного весельчака превращается в крайне закрытого, немногословного и порой плаксивого ребенка. Чем легче ребенок адаптируется, тем быстрее на его лице вновь появится улыбка.

Социальные контакты

Коммуникабельность может помочь ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. Но в первые дни пребывания в детском саду или школе у некоторых детей утрачивается и это качество. Малыш бывает нелюдим, замкнут или проводит время в «гордом одиночестве». Как только ребенок сможет наладить контакт с группой, проблемы адаптации к детсаду или школе пойдут на убыль – это и будет главным шагом к завершению адаптационного процесса.

Познавательная деятельность

На фоне стрессовых реакций познавательная деятельность обычно снижается и угасает. Поэтому дети, впервые придя в сад, часто не интересуются игрушками, а, например, в первые дни в школе не хотят знакомиться со сверстниками и узнавать, что происходит вокруг.

Речь

В результате стресса адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться регрессией речи. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Рассказать малышу о новом режиме дня

Для адаптации в детском саду важно дать ребенку понять, что воспитатель – «добрая тётя». Обращайтесь к воспитателю вежливо и доброжелательно.

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к детскому саду, расскажите ему о режиме дня, который надо соблюдать. Объясните, что нужно слушаться воспитательницу, не отказываться от еды и дневного сна, даже если хочется поиграть или погулять. Не пугайте сына или дочку рассказами о наказаниях, лучше настройте его на то, как интересно будет в детском саду. Объясните, что малышей в группе много, поэтому воспитательница не сможет быстро реагировать на все просьбы.

Познакомить малыша с новыми условиями

В течение первого месяца приводите ребенка в детский сад только на 1-2 часа, например на время прогулки. Когда малыш немного привыкнет, оставляйте его в группе на полдня. Если адаптация ребенка в детском саду проходит нормально, можно посещать его в обычном режиме. Некоторые малыши не сразу привыкают к детскому саду, в этом случае родителям стоит поговорить с воспитателями и подобрать индивидуальный график.

Ограничить количество требований дома

В период, когда происходит адаптация в детском саду, постарайтесь временно ограничить дома количество запретов, ведь малыш и так постоянно с ними сталкивается, когда находится под присмотром воспитателей. Разрешите ребенку побегать, поиграть с любимыми игрушками, немного покапризничать. За день у малыша накапливается много положительных и отрицательных эмоций, справиться с которыми он пока не в состоянии. Это нормальное явление для детей дошкольного возраста.

Как ускорить адаптацию ребенка к школе

Развивать познавательную мотивацию

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к школе, постарайтесь развить у него интерес к учебе. Расскажите, что уже скоро он сможет сам прочитать любимую сказку или подписать открытку бабушке, узнает много нового о животных, природе и разных странах. Школа должна быть привлекательна для ребенка по понятным ему причинам, поэтому не стоит использовать сложные абстрактные аргументы, например «учеба поможет тебе вырасти умным».

Поддерживать ребенка

Адаптация первоклассников к школе невозможна без помощи родителей: проявляйте интерес к школе, классу ребенка. Слушайте его.

Разделяйте вместе с малышом первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к школе. Как можно чаще хвалите первоклассника за любое достижение – от правильно собранного портфеля до «пятерки» за контрольную работу. Если Вас огорчают поступки малыша, спокойно скажите ему об этом в корректной форме. К примеру, подойдет фраза «мне неприятно слышать, что в школе не довольны твоим поведением». Для ребенка в этом возрасте крайне важно мнение взрослых, поэтому он обязательно прислушается к Вашим словам.

Проводить больше времени с ребенком

В период адаптации ребенка к школе чаще разговаривайте с первоклашкой, спрашивайте, как складываются отношения с учителями и одноклассниками. В выходные сходите с малышом в цирк, в театр или на выставку, а в будни старайтесь проявлять как можно больше ласки и заботы.

Придерживаться режима дня

Продумайте распорядок дня малыша, ведь планировать свое время самостоятельно школа научит его не сразу. Повторение одних и тех же событий дает ощущение спокойствия и стабильности, а изменения могут привести к стрессу. Со временем соблюдение режима станет привычкой, и малыша не нужно будет каждый раз усаживать за выполнение домашней работы, заданной в школе.

Адаптация ребенка к школе всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Чтобы малышу было проще пережить период привыкания к изменениям в его жизни, стоит подобрать безопасный и эффективный успокаивающий препарат, положительно влияющий на внимание и усидчивость.

Астеновегетативный синдром при адаптации детей к новому коллективу

Астеновегетативный синдром – это достаточно распространенное явление у детей различных возрастов. Причиной его развития может стать любое нервное перенапряжение, в том числе во время адаптации ребенка к детскому саду или школе. Этот синдром сопровождается вегетативными нарушениями: снижение давления, учащенное сердцебиение. Часто наблюдается непереносимость шума или яркого света, потеря аппетита, мышечная боль, расстройство сна, головная боль у детей . Ребенок становится раздражительным и плаксивым, у него может подняться температура. Следствием астеновегетативного синдрома может быть снижение концентрации внимания, памяти и интеллектуальной деятельности. Все эти неприятные проявления могут значительно затруднить процесс адаптации малыша к детскому саду или школе.

Как Тенотен Детский помогает справиться с кризисом адаптации

Препарат разработан и создан по особой технологии специально для детского возраста. Тенотен Детский успокаивает, снимает тревогу, нервозность и раздражительность, которые часто наблюдаются у малышей в период адаптации к саду или школе. В отличие от многих других средств, препарат можно давать ребенку с 3 лет, в том числе и при астеническом синдроме. В работах Е. В. Михайловой и М. Ю. Галактионовой* было доказано, что курс лечения данным средством приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса. Исследователи подтвердили, что Тенотен Детский улучшает настроение, успокаивает, устраняет основные признаки астении (хронической усталости), способствует снижению капризности и раздражительности, за счет чего адаптация ребенка в детском саду или школе протекает более легко и спокойно.

Тенотен Детский поможет ребенку быстрее приспособиться к школьной жизни!

*Михайлова Е. В. Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний / Е. В. Михайлова, Т. С. Ильичева// Лечащий врач. — 2009. — № 8. — С. 68—71.

*Галактионова М. Ю. Эффективность использования препарата «Тенотен детский» при лечении синдрома вегетативных дисфункций у детей и подростков / М. Ю. Галактионова, И. Р. Пан // Педиатрия. —2010. — Т. 89, № 1. — С. 18—22.

Ребенок vs. детский сад – как мы все-таки привыкли

Сегодня пошла четвертая неделя, как Степка ходит в сад всерьез – на целый день. Пожалуй, последний месяц я нервничала не меньше, чем после выписки из роддома. А ведь готовиться-то к торжественному вручению сына воспитателям я начала еще полгода назад… Зато теперь могу открыть настоящую школу молодого бойца для мам, выходящих из декрета. Попробую собраться с мыслями и рассказать по порядку, как это было.

Итак, исходные данные: имеется ребенок-двухлетка, который умеет самостоятельно обращаться с ложкой, в развитии не отстает, характер имеет общительный, а иногда и буйный (весь в меня!).

Я решила делать все по уму: в первый день повела в сад знакомиться с воспитателями и группой. Сначала все было гладко: вместе посмотрели, как детки гуляют и играют, поздоровались с нянечками. Вроде Степан заинтересовался, но уже минут через 20 начал капризничать, потом какой-то не в меру резвый ребенок цапнул приглянувшуюся ему машинку – тут уже сразу рев, поэтому пришлось идти из сада домой.

Это было в понедельник, потом еще пару дней мы туда ходили вместе в «тестовом режиме», а к четвергу я решила, что пора уже хотя бы час-два провести в детском саду без мамы. С собой взяли старого боевого друга, плюшевого енота, собрались с духом – и вперед. Ребенок явно подвоха не ждал, каждый день же вместе ходили, поэтому на выходе из дома капризов особо не было. А тут я помахала ручкой, посмотрела, как он пошел в группу, и ушла. Не успела еще выйти из здания – уже донесся знакомый плач. Когда я вернулась, такого рева уже не было, хныкал, но держался. Кстати, воспитатели в саду вам в любом случае будут говорить, что все прошло отлично. Я нашей звонила, та отвечает ровным голосом, что все хорошо, а на заднем плане все тот же плач.

На следующей день пошли все прелести адаптации: никуда не пойду, одеваться не хочу и все в таком духе… Пока пыталась его собрать, даже умудрился укусить меня. В саду вцепился в мою юбку, еле оторвали, сходу начал кидаться игрушками, кого-то даже толкнул… Дальше все знаю со слов очевидцев (воспитателей). Итак, Степа где-то час плакал, потом сходил на прогулку и, видимо, от перенапряжения, дома у нас с режимом не ладилось, очень хорошо уснул, но на обеде ничего почти не ел. В два я забрала его из сада – и снова слезы, капризы и совершенно ужасное настроение у нас обоих.

Следующие несколько дней я с ребенком просто мучилась. Плач в саду, плач дома, катание по полу, истерики и плохой сон – это если вкратце. Ругать я его не стала, наоборот, прижимала и успокаивала – но безрезультатно все было. На всякий случай сходили к неврологу. Врач «утешил», что еще как минимум неделю Степан будет привыкать, и это еще норма. Порекомендовал таблетки, которые помогут нервную систему разгрузить и быстрее адаптироваться (детский тенотен). Еще посоветовали мне от малыша многого не требовать и быть с ним помягче.

Облегчение пришло как раз к началу третьей недели. Я наконец-то смогла со Степкой нормально разговаривать, до этого при одном слове «сад» начиналась истерика. Обсуждали, как прошел день, он мне на своем языке односложно пытался что-то рассказать (с речью у нас пока все не очень ровно – еще просто рано ему). Заметно, что в целом в садике ему нравится. Ну вот, сейчас вроде все нормально, я свято верю, что теперь до самой школы все будет относительно терпимо. Хотя нам еще предстоит кризис трех лет, но ничего, справимся.

www.tenoten-deti.ru

Адаптация к детскому саду | Развитие и уход

Готовность к детскому саду — понятие всеобъемлющее. Оно включает не только соответствие возраста, навыков и умений по самообслуживанию. Для успешной адаптации к детскому саду ребенок должен достичь определенной стадии развития: физического, умственного и социального.

Адаптация к детскому саду и возраст ребенка

Самым удачным возрастом психологи и педагоги считают два года: ребенок уже умеет говорить и самостоятельно кушать. До этого возраста, ребенок будет полностью зависеть от воспитателей. Не рекомендуют отдавать ребенка в детсад в три года. Этот возраст считают кризисным, тяжелым, равно как и подростковый. Не зря в детской психологии есть понятие «кризис трех лет». В три года ребенок хочет отличиться среди других и стать немедленно «взрослым». Именно в три года дети пытаются проявлять свой протест, поэтому адаптация к детскому саду протекает сложнее. Однако если есть необходимость отдавать ребенка в сад в три года, или позже ─ в этом нет ничего страшного. Просто потребуется чуть больше времени на адаптацию к детскому саду. Выбор учреждения влияет на адаптацию к детскому саду. Ребенку будет легче перенести адаптацию к детскому саду, если сад будет недалеко от дома. Вероятность встретить своих друзей и просто знакомых детей, с кем он гулял во дворе, выше. Да и сама близость к дому будет влиять на ребенка успокоительно, поскольку он будет видеть, что его не так далеко отводят/отвозят.Внимательно осмотрите помещение группы и сада. «Грибок» на стенах, конечно, ребенок не оценит. А вот плохо открывающиеся краны, поломанные детские кроватки и отсутствие удобного места для игр (коврика) ─ могут повлиять на настроение ребенка и усложнить адаптацию к детскому саду. Время года предопределяет легкую адаптацию к детскому саду. Лучше, если ребенок познакомится с детским садом весной, летом или ранней осенью, то есть в теплый сезон, когда возможны длительные прогулки. В этом случае период адаптации к детскому саду обычно проходит менее болезненнее: отрицательные эмоции ребенка «растворяются» на свежем воздухе, он быстрее отвлекается, чем во время пребывания в закрытом помещении. К тому же в этот период гораздо меньше вероятность заразиться вирусной инфекцией, а болезнь, развившаяся после первых дней посещений, ухудшает адаптацию к детскому саду.

Какие хитрости могут облегчить адаптацию к детскому саду?

  1. Несколько раз наведайтесь вместе с ребенком в детский сад. Покажите, где дети играют, где одеваются, где спят в своих кроватках.
  2. Говорите о воспитательницах только положительно. Объясните ребенку, что с ним постоянно будет добрая воспитательница, которая никого не обижает, знает много интересного, научит рисовать, лепить из пластилина и т. д.
  3. Расскажите, какие праздники устраивают в детском саду, ─ важно настроить ребенка на позитив. Это намного облегчает адаптацию ребенка к детскому саду.
  4. Подкорректируйте режим дня таким образом, чтобы он максимально приближался к режиму детского сада. Ребенку будет тяжелее переживать и психологическую, и хронобиологическую адаптацию к детскому саду одномоментно. В том числе, постарайтесь сократить число перекусов между едой, если они были.
  5. Познакомьте ребенка с простыми временными понятиями: скоро, потом, не сейчас. Их будут вынуждены использовать воспитательницы, отвечая на вопросы ребенка: «Когда придет мама?», поэтому желательно, чтобы ребенок их знал.
  6. Ни в коем случае не упоминайте детский сад в негативном контексте.

Первые дни адаптации к детскому саду

В первую неделю желательно оставлять ребенка в детском саду на пару часов или до обеда. Заведите малыша в группу (если воспитатель не встречает детей на игровой площалке сада), спокойно, без суеты, помогите переодеться, поцелуйте его на прощание и пожелайте хорошего дня.

Будьте готовыми к неожиданностям, которые часто сопровождают адаптацию к детскому саду. Если ребенок жалуется, что другие дети его обижают, спокойно расспросите, что произошло. Поговорите об этом инциденте с воспитателем без детей. Если же жалуются на ребенка, выясните ситуацию: поговорите с малышом о том, как он себя чувствует в саду, а еще лучше – предложите ребенку нарисовать все, что там происходит. Рисунков может быть несколько, с ними обратитесь к психологу, он поможет просветить ситуацию и выяснить причину сложной адаптации к детскому саду.  

Адаптация к детскому саду… самих родителей

Помимо готовности ребенка, следует сказать о готовности родителей. Перед тем, как отвести сына или дочь в детский сад, важно вспомнить свои собственные впечатления от детского сада, как хорошие, так и плохие. Необходимо вспомнить и «разложить по полочкам» свои собственные детские страхи и опасения. Они могут осложнить адаптацию к детскому саду уже вашего ребенка, проецироваться на него.

Кроме того, они иногда трансформируются в подсознательное сопротивление разлуке с ребенком. Так, например, некоторые родители неосознанно затягивают прощание с малышом: он уже готов идти к детям, в группу, а родители возвращаются снова и снова к двери, заглядывают в щелочку. В этом случае неуверенность и страх родителя непременно передастся малышу. И наоборот, улыбающаяся мама ─ вселит уверенность в малыша, и адаптация к детскому саду пройдет безболезненнее.

zdravoe.com